Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Обязан ли государственный орган предоставить проектную документацию по запросу гражданина?

Обязан ли государственный орган предоставить проектную документацию по запросу гражданина?

Гражданин запрашивает проектную документацию у госорганов. На каком основании можно отказать в предоставлении проекта?

Предоставить однозначный ответ затруднительно, поскольку какие-либо официальные разъяснения по данному вопросу не обнаружены. Вместе с тем полагаем, что может быть полезной следующая информация.

Ознакомление с информацией о деятельности органа государственной власти осуществляется на основании Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 8-ФЗ запрос - это обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.

При этом пользователь информацией - это гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 1 Закона N 8-ФЗ).

Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установлены в ч. 1-3 ст. 20 Закона N 8-ФЗ. К таким основаниям относится в том числе: запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.

Однако государственный орган обязан предоставить информацию, если она затрагивает права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией (п.3 ст. 21 Закона N 8-ФЗ).

Таким образом, нужно соблюдать баланс между правами заявителя и ограничениями в предоставлении информации, установленной законом. Например, если информация об объекте капитального строительства отнесена к государственной или служебной тайне и т.д. (смотрите Информация, доступ к которой ограничен законодательством (информация ограниченного доступа) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ), она, естественно, любым желающим не предоставляется.

Согласно ст. 5.39 КоАП РФ отказ в предоставлении информации является нарушением, если обязанность по предоставлению информации предусмотрена федеральным законом.

Обязанность по предоставлению проектной документации может быть установлена отдельными нормативными правовыми актами.

К федеральным законам, которые устанавливают подобную обязанность относятся например,Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которым проектная документация подлежит обязательному опубликованию при размещении соответствующих закупок по строительству и т.д., или ст. 143.1 ЖК РФ, ст. 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Следовательно, полагаем, что если требование гражданина как-то связано с проведением закупки и т.д., такую документацию следует предоставить либо сообщить, где ее можно изучить в общем доступе (ч. 3 ст. 20 Закона N 8-ФЗ).

В иных случаях обязанность органов власти предоставлять проектную документацию гражданам прямо не предусмотрена. Например, даже при предоставлении информации из информационных систем, проектная документация не указана, среди перечня информации, подлежащей обязательному включению в информационную систему и соответственно предоставлению (смотрите ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 13 марта 2020 г. N 279 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности"). А в п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что для получения разрешения на строительство проектная документация предоставляется в определенном объеме, т.е. государственный орган может и не владеть необходимой информацией.

В то же время правоприменительная практика по вопросу предоставления проектной документации различна (смотрите решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 29 мая 2023 г. по делу N 12-49/2023, решение Ивантеевского городского суда Московской области, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 декабря 2020 г. по делу N 12-125/2020, решение Дзержинского районного суда г. Перми Пермского края от 17 мая 2021 г. по делу N 12-233/2021, решение Центрального районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 7 февраля 2018 г. по делу N 12-122/2018, решение Красноармейского районного суда Самарской области от 9 ноября 2018 г. по делу N 12-31/2018, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 18 февраля 2020 г. по делу N 12-30/2020).

Учитывая изложенное, полагаем, что предоставление проектной документации обязательно, если гражданин обосновал необходимость ее представления (целями пресечения нарушения его прав и законных интересов), данная проектная документация имеется у государственного органа и ее предоставление не нарушит иные требования закона (авторское право, коммерческую тайну и т.д.). В иных случаях предоставление проектной документации, полагаем, не является обязанность органа власти. Но окончательное решение о правомерности/неправомерности ее предоставления может быть принято только судом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена

Ответ прошел контроль качества

27 декабря 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.