Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Обязанность организации, утратившей статус регионального оператора по обращению с ТКО, вывезти отходы с площадок их накопления, образовавшиеся в период деятельности этого регионального оператора

Обязанность организации, утратившей статус регионального оператора по обращению с ТКО, вывезти отходы с площадок их накопления, образовавшиеся в период деятельности этого регионального оператора

Региональный оператор по обращению с ТКО подал иск к прежнему региональному оператору с требованием убрать с площадки временного накопления твердые коммунальные отходы в объеме 600 м3. В обоснование написал, что этот объем отходов на площадке образовался еще до того, как новый региональный оператор приобрел статут такового.
Прежний региональный оператор по обращению с ТКО находится под управлением арбитражного управляющего. Все сотрудники уволены.
Площадка временного размещения находится на земельном участке, который принадлежит сельсовету. Администрация муниципального района привлечена в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Суд просит выразить правовую позицию администрации по данному делу.
Какие есть варианты у администрации? Есть ли судебная практика высших судов?

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

По договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Соответствующие обязанности регионального оператора предусмотрены и п. 1 формы типового договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).

В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, далее - Правила N 1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Заметим, что под транспортированием отходов понимается перевозка отходов, в частности, автомобильным транспортом в пределах территории РФ, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах (абзац восемнадцатый п. 1 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

Как отмечается в судебной практике, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством (постановление Двенадцатого ААС от 27.08.2024 N 12АП-5833/24).

Согласно подп. "а" п. 41 Правил N 1156 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта РФ с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Исходя из изложенного, полагаем, что новый региональный оператор по обращению с ТКО вправе требовать от организации, утратившей статус регионального оператора, в период деятельности которой в качестве регионального оператора на площадках накопления ТКО образовались твердые коммунальные отходы, вывезти (обеспечить транспортирование) таких отходов с мест их накопления (смотрите в связи с этим постановление Седьмого ААС от 09.10.2024 N 07АП-6629/24 по делу N А03-18325/2023). Процедура банкротства, введенная в отношении бывшего регионального оператора, и отсутствие у него работников этому не препятствуют, так как региональный оператор вправе не вывозить ТКО самостоятельно, а привлечь для этого иную специализированную организацию.

Учитывая, что на администрацию муниципального района в рассматриваемом случае не налагаются какие-либо обязанности, связанные с вывозом ТКО, полагаем, что у администрации есть основания выразить согласие с исковым требованием, предъявленным прежнему региональному оператору.

Изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Практики судов высших инстанций по этому вопросу мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.