Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Отказ должника исполнять денежное обязательство в адрес третьего лица при переадресации исполнения

Отказ должника исполнять денежное обязательство в адрес третьего лица при переадресации исполнения

ООО просит своего покупателя оплатить задолженность по договору оказания услуг за октябрь 2024 года третьему лицу (ООО), перед которым имеется задолженность у ООО, а также выплатить ему же аванс за ноябрь, предусмотренный договором между ООО и покупателем. Покупатель согласен оплатить третьему лицу задолженность за октябрь, но аванс за ноябрь выплачивать отказывается, основываясь на нормах ст. 313 ГК РФ.
Правомерен ли отказ покупателя в оплате аванса третьему лицу по этому основанию?

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями правовых актов. Надлежащим признается исполнение, произведенное надлежащему лицу. В качестве последнего рассматривается прежде всего кредитор. Однако в ряде случаев исполнение обязательства может быть произведено третьему лицу и, несмотря на это, считаться надлежащим.

Так, например, исполнение обязательства, которое по условиям договора должно быть исполнено в пользу кредитора, может быть произведено третьему лицу по указанию кредитора, данному впоследствии (переадресация исполнения).

Чаще всего переадресация исполнения имеет место тогда, когда сам кредитор является должником по обязательству в пользу такого третьего лица. В таком случае имеет место пример возложения исполнения (ст. 313 ГК РФ): кредитор возлагает на своего должника исполнение своего обязательства перед третьим лицом.

Кредитор может выразить свою волю на изменение непосредственного получателя исполнения, например, путем направления должнику письма с указанием перечислить сумму долга на расчетный счет своего контрагента. Указанное третье лицо будет являться лицом, управомоченным на принятие исполнения (ст. 312 ГК РФ), а исполнение должником обязанности в соответствии с распоряжением кредитора - надлежащим исполнением обязательства (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 г. N 04АП-6751/17, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2019 г. N 07АП-6524/19).

При этом указание кредитора на необходимость исполнения обязательства третьему лицу будет рассматриваться как обязательное для должника лишь постольку, поскольку оно не вступает в противоречие с условиями договора (ст. 310 ГК РФ). Должник вправе отказаться от исполнения обязательства третьему лицу, когда характер и качество исполнения зависят от личных особенностей кредитора (к примеру, обязательство пошить костюм по меркам, снятым с заказчика).

В судебной практике отмечается, что в случаях, когда существо обязательства не предполагает существенное значение личности кредитора в обязательстве, должник в силу положений статьи 309, 310, 312 Гражданского кодекса Российской Федерации не вправе не исполнять обязательство перед лицом, на которого переадресовано исполнение (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2023 г. N Ф02-2885/23 по делу N А33-22547/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2023 г. N 09АП-16661/23 по делу N А40-273201/2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2024 г. N 15АП-17279/23 по делу N А32-57318/2022, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2018 г. N Ф05-11032/18 по делу N А40-176533/2017).

Принимая во внимание установленную договором обязанность контрагента по внесению аванса, которая применительно к переадресации исполнения строго не связана с фигурой кредитора и исполнение которой в адрес третьего лица при наличии соответствующего письма кредитора, как представляется, не влечет для должника каких-либо негативно затрагивающих его интересы последствий, возможно допустить применение указанной выше судебной позиции и к рассматриваемой ситуации.

В то же время из закона не следуют какие-либо неблагоприятные для должника последствия, если он откажется исполнять свое обязательство в адрес третьего лица, а исполнит непосредственно своему кредитору. Как было указано выше, исполнение обязательства кредитору является надлежащим. Заставить должника оплатить аванс не своему непосредственному контрагенту (кредитору), а третьему лицу, по нашему мнению, нельзя. Соответственно, если должник решит исполнить свое обязательство не в адрес третьего лица, а своего кредитора, нельзя будет признать такое исполнение ненадлежащим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.