Правомерно ли заключить договор без указания в преамбуле сведений о лице, которое непосредственно подписывает договор, и сведений о документе, на котором основаны полномочия этого лица, если договор будет подписан электронными подписями?
Договор заключается по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на услуги связи. Наименования контрагентов указаны.
Оператор связи настаивает на следующих условиях для заключения договора:
"....датой подписания в системе ЭДО является дата принятия и подписания документа электронной подписью. При этом в преамбуле не указываются фамилия, имя и отчество представителей сторон, договоры, а также документы, на основании которых они уполномочены подписывать, личная подпись не ставится. Сведения об уполномоченных на заключение сделки представителях сторон указываются в сертификате ключа электронной подписи".
Правомерно ли заключить договор без указания в преамбуле сведений о лице, которое непосредственно подписывает договор, и сведений о документе, на котором основаны полномочия этого лица, если договор будет подписан электронными подписями?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В преамбуле договора необязательно указывать сведения о лице, которое непосредственно подписывает договор, и сведения о документе, на котором основаны полномочия этого лица.
Обоснование вывода:
При подписании договора в электронном виде к содержанию таких договоров предъявляются общие требований гражданского законодательства. Каких-либо специальных требований к содержанию электронных договоров законодательство не содержит.
Сведения о лицах, действующих от имени сторон (руководителях организаций, представителях по доверенности или др.), и о документах, на которых основаны полномочия этих лиц (устав, доверенность или др.), законодательством не указаны в качестве сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в тексте договора. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" такого требования также не содержит.
На практике, эти сведения обычно действительно указываются в тексте договора. Однако это является своего рода обычаем делового оборота. Неверное указание или отсутствие в договоре сведений о лицах, действующих от имени сторон, сведений о документе, на котором основаны полномочия лица, выступающего от имени стороны договора (единоличного исполнительного органа юридического лица, представителя по доверенности или др.), само по себе не влечет каких-либо негативных юридических последствий при условии, что физическое лицо, подписавшее в действительности, обладает полномочиями, необходимыми для заключения договора от имени стороны договора (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 N 05АП-316/15, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016 N Ф08-4040/16).
Указание в договоре сведений о лице, которое подписывает договор, и данных документа, на основании которых такое лицо действует, имеет скорее практическое значение, поскольку позволяет быстрее установить такое лицо и ускорить разрешение вопроса о наличии у этого лица полномочия на заключение сделки от имени стороны договора.
В системе электронного документооборота документы от имени юридического лица могут подписываться либо электронной подписью юридического лица, либо квалифицированной электронной подписью представителя юридического лица, действующего на основании доверенности. При этом в сертификате ключа проверки электронной подписи, по общему правилу, помимо прочего в качестве владельца сертификата указываются и сведения о конкретном физическом лице (ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Соответственно, получив документ, подписанный электронной подписью, в системе электронного документооборота мы сможем увидеть, какой электронной подписью подписан документ, в том числе мы увидим, какое конкретно физическое лицо подписало этот документ, например, генеральный директор Иванов И.И.
Таким образом, включение указанного условия в договор правомерно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.