Требования промышленной безопасности и закона о лицензировании отдельных видов деятельности к хранению дизельного топлива и заправки техники на территории предприятия
Организации необходимо организовать хранение 350 т дизельного топлива на территории нефтегазового месторождения. Хранение топлива планируется осуществлять в емкостях по 60 куб. м.
Однозначное решение, в каких именно емкостях будет осуществляться хранение дизельного топлива, как именно они будут расположены на территории (вблизи каких объектов), организацией еще не принято. Планируется осуществлять также заправку техники данным топливом на территории предприятия.
Каковы общие требования, предъявляемые законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и промышленной безопасности к данной ситуации?
1. Лицензирование деятельности
Статья 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепляет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории РФ. Федеральным законом от 09.12.2002 N 164-ФЗ (утратившим силу на сегодняшний день) из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия, исключена деятельность по хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.
Такой вид деятельности, как хранение нефтепродуктов, сам по себе не требует лицензии. Между тем эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности требует получения лицензии (п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Лицензирующим органом данного вида деятельности является Ростехнадзор.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 (далее - Положение N 1661). В Приложении установлен Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. К ним, в частности, относится хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах (п. 4). Обратите внимание, что работы (например, хранение горючих веществ) на взрывопожароопасном и химически опасном производственном объекте IV класса опасности не требует лицензии.
В п. 4 Положения N 1661 установлены лицензионные требования к соискателю лицензии (выдержки):
а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ);
в) соответствие технических устройств обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
г) наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Закона N 116-ФЗ;
д) создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Закона N 116-ФЗ;
е) наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Закона N 116-ФЗ;
ж) наличие приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена законодательством;
з) наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Закона N 116-ФЗ;
и) наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Закона N 116-ФЗ;
к) наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Закона N 116-ФЗ;
л) прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций в соответствии со статьями 9 и 14 1 Закона N 116-ФЗ;
м) наличие договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.
Как указано в п. 7 Положения N 1661, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также определенный данным пунктом перечень документов.
Заявление можно подавать как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 13).
2. Идентификация ОПО. Класс опасности ОПО
Объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества в соответствии с подп. "в" п. 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, отнесены к опасным производственным объектам.
Опасные производственные объекты (ОПО) в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности (п. 3 ст.2 Закона N 116-ФЗ):
- I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
- III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
- IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
При этом класс опасности объекта, на котором хранятся горючие вещества, устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 к Закону N 116-ФЗ (п. 1 Приложения 2). Так, если количество горючей жидкости не превышает 1000 т, то такой объект относится к IV классу опасности. Напомним, что в этом случае лицензия, указанная в п. 1 ответа, не требуется.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 2 Закона N 116-ФЗ).
3. Регистрация ОПО в Реестре Ростехнадзора
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона N 116-ФЗ).
Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в государственном Реестре Ростехнадзора осуществляется на основании и в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 116-ФЗ, Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371) и в порядке, установленном Административным регламентом Ростехнадзора (утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140, далее - Административный регламент N 140), с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471.
Согласно пп. 2 Административного регламента N 140 "Круг заявителей" заявителями для предоставления услугами регистрации ОПО являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов (далее - ОПО) на праве собственности или ином законном основании (далее - заявители).
Заявление о предоставлении государственной услуги заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 1 к Административному регламенту, от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается руководителем ЮЛ, ИП либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (при наличии) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя заявителя (п. 19).
4. Система управления промышленной безопасностью (СУПБ)
Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана в том числе создать систему управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ) и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона N 116-ФЗ (абзац двенадцатый п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
Как указано в пп. 3-5 ст. 11 Закона N 116-ФЗ, организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, обязаны создать СУПБ и обеспечивать их функционирование. СУПБ обеспечивают:
- определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
- идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и другие.
Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1243.
5. Производственный контроль (ПК)
Все организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны в том числе организовывать и осуществлять производственный контроль (ПК) за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ (абзац одиннадцатый п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 11 Закона N 116-ФЗ).
Сведения об организации ПК за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в Ростехнадзор или его территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (п. 2 ст.11).
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168.
Согласно п. 3 Правил N 2168 эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о ПК утверждается руководителем эксплуатирующей организации, индивидуальным предпринимателем.
Положение о производственном контроле содержит сведения, указанные в п. 4 Правил N 2168.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются. Согласно п. 6, в случае если в эксплуатирующей организации создана СУПБ, производственный контроль является ее составной частью.
При этом, как указано в п. 7 Правил N 2168, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:
- на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), ИП, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО, составляет менее 150 человек;
- на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей ОПО, составляет от 150 до 500 человек;
- на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей ОПО, составляет более 500 человек.
Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), ИП. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ (п. 10).
Требования к работникам, ответственным за осуществлением ПК, а также их права и обязанности, установлены в пп. 11-16 Правил N 2168.
Обращаем внимание, что законодательство различает лиц, ответственных за организацию производственного контроля, и лиц, ответственных за осуществление производственного контроля.
6. Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)
Экспертизе промышленной безопасности подлежат (в том числе): технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, локализации и ликвидации последствий аварий; вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности ОПО (п. 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ).
ЭПБ проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика (п. 2 ст. 13). Проводится она в порядке, установленном Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утверждены приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420). Результатом является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертом (экспертами), участвовавшими в проведении экспертизы (пп. 3-4 ст. 13).
7. Декларация в области промышленной безопасности
Согласно ст. 14 Закона установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2.
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений утвержден приказом Ростехнадзора от 16.10.2020 N 414.
8. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (ПМЛЛПА)
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛЛПА) разрабатываются на ОПО I, II и III классов опасности, предусмотренных в том числе пунктами 1 Приложения, т.е. в том числе для ОПО I, II и III классов опасности, на которых хранятся горючие вещества (пп. 1-2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ).
Положение о разработке ПМЛЛПА утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437.
План мероприятий состоит из общих и специальных разделов (пп. 10-12 Положения N 1437).
Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
9. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН, ППЛРН)
В соответствии с п. 4 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее также - ППЛРН).
ППЛРН утверждается организацией, осуществляющей в том числе хранение и реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, при условии наличия:
- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к этим действиям;
- согласования Росприроднадзором указанного плана (п. 6 ст. 46 Закона N 7-ФЗ).
При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация обязана в том числе обеспечить организацию и проведение работ в соответствии с ППЛРН силами собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - АСС, АСФ) или привлекаемых на договорной основе АСС и (или) АСФ, аттестованных в установленном порядке, либо силами собственных АСС и (или) АСФ и привлекаемых на договорной основе АСС и (или) АСФ, аттестованных в установленном порядке (подпункт 2 п. 14 ст. 46 Закона N 7-ФЗ).
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 (далее - Правила N 2451).
Эксплуатирующая организация в целях выполнения Правил N 2451 обязана обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела III Правил (подпункт "а" п. 3 Правил N 2451).
Для объектов, расположенных на сухопутной части территории РФ, критерием определения объектов является максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов - три тонны и более. В свою очередь, максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для складов нефти и нефтепродуктов, складов горюче-смазочных материалов и других емкостей для нефти и нефтепродуктов, входящих в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости (подпункт "б" п. 4; подпункт "л" п. 7 Правил N 2451).
Как указано в п. 6 Методических рекомендаций по согласованию с Росприроднадзором ППЛРН (приложение к приказу Росприроднадзора от 11.03.2023 N 102), план разрабатывается для объектов, которые предназначены в том числе для хранения углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана. (Примечание эксперта: необходимо различать понятия "объект хранения" и "эксплуатирующая организация" (смотрите п. 5). То есть ППЛРН разрабатывается эксплуатирующей организацией на объект хранения указанного сырья (продукции), то есть в данном случае - на емкость с дизельным топливом.)
Смотрите также: Вопрос: Необходимо ли разрабатывать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на отдельную емкость с дизельным топливом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.).
10. Аттестация работников в области промышленной безопасности
Согласно п. 1 ст. 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей ОПО. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей (п. 2, п. 5 ст. 14.1). Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах (п. 10 ст. 14.1).
Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 13, далее - Положение N 13).
Аттестацию проходят следующие категории работников (выдержки):
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих эксплуатацию, ОПО I, II или III класса опасности, а также монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО I, II или III класса опасности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте;
б) работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
в) работники, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности ОПО;
г) не указанные в подпунктах "а"-"в" данного пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций.
Каждый из указанных работников проходит аттестацию только в той области аттестации, которая соответствует занимаемой им должности и выполняемым трудовым обязанностям, и в объеме требований безопасности в соответствующей области, необходимых для выполнения возложенных на него трудовых обязанностей (п. 3 Положения N 13).
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми (п. 5):
а) Ростехнадзором (центральная аттестационная комиссия, ЦАК);
б) территориальными органами Ростехнадзора (далее - территориальные аттестационные комиссии, ТАК);
г) организациями (далее - аттестационные комиссии организаций).
Какие работники проходят аттестацию в тех или иных комиссиях, указано в пп. 7-10 Положения N 13).
Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики - приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2020 г. N 334.
11. Резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий
Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указывает Ростехнадзор, резерв формируется на основании расчетных данных, полученных в результате идентификации опасностей и оценки риска аварий, имевших место на конкретном опасном производственном объекте и на аналогичных объектах. Размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации на территории организации наиболее опасного сценария, предусмотренного планом локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасном производственном объекте либо декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта. Размер финансового резерва также может быть определен на основании данных паспорта безопасности опасного объекта с учетом данных проектной документации. Рекомендуемый список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, необходимый для ликвидации аварий на опасном производственном объекте, указан в приложении 5 к Рекомендациям по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах, утвержденным приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. N 781. В каждом конкретном случае рассчитываемые и резервируемые суммы финансовых средств носят индивидуальный характер, но не должны быть менее достаточных для компенсации потерь при авариях и их последствиях.
12. Создание аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований (АСС, АСФ, НАСФ соответственно)
В силу требований абзаца 3 п. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
П. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" НАСФ по обеспечению выполнения мероприятий по ГО создают организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне,
Правовые основы создания и деятельности АСС, АСФ, НАСФ нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований регламентируется приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.
Список вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области промышленной безопасности, содержится в Проверочном листе (списке контрольных вопросов), применяемый Ростехнадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (утвержден приказом Ростехнадзора от 1.02.2022 N 23).
Отметим, что ввиду ограниченности объема письменной консультации нами не рассмотрены аспекты пожарной безопасности данной практической ситуации. Если данный вопрос актуален, рекомендуем задать его отдельно. Кроме того, если вами будет заправляться техника (собственная мини-АЗС), в этом случае также, полагаем, существуют определенные нюансы нормативного регулирования. Отметим, что установка цистерн для хранения топлива на территории предприятия в любом случае требует оформления проектной документации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья
Ответ прошел контроль качества
24 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.