Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Необходимо ли в муниципальном образовании разработать правовой акт, регламентирующий порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в муниципальную собственность?

Необходимо ли в муниципальном образовании разработать правовой акт, регламентирующий порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в муниципальную собственность?

Необходимо ли в муниципальном образовании разработать муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в муниципальную собственность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не обязывает муниципальные органы разрабатывать муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества. Такая обязанность может вытекать из положений устава или иного муниципального правового акта конкретного муниципального образования. 

Обоснование вывода:

Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, определяется законом. Что касается выморочного имущества, переходящего в собственность муниципальных образований, то ГК РФ не упоминает о каких-то отдельных правовых актах, которые должны быть приняты по вопросу определения порядка такого перехода.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), муниципальные правовые акты принимаются непосредственно населением муниципального образования или органом местного самоуправления (его должностным лицом) по вопросам местного значения, вопросам осуществления отдельных переданных ОМС государственных полномочий, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к полномочиям ОМС и (или) должностных лиц местного самоуправления.

Перечень вопросов местного значения городского поселения перечислен в ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ. К ним отнесены, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями (пп. 3 и 6). При этом вопросы выявления, учета и оформления выморочного имущества среди вопросов местного значения прямо не упоминаются.

Не упоминается о необходимости разработки муниципальных правовых актов в сфере выявления выморочного имущества (в части жилых помещений) и жилищным законодательством.

Таким образом, ни ГК РФ, ни какой-либо иной законодательный акт не устанавливают обязанности муниципального органа по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в муниципальную собственность.

Тем не менее практика разработки подобных нормативных актов достаточно распространена (смотрите, к примеру, постановление Администрации муниципального образования город Армавир Краснодарского края от 22.01.2021 N 90, постановление Администрации г. Костромы от 18.05.2017 N 1517, постановление Администрации муниципального образования - Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области от 29.06.2023 N 210 и др.).

Во всех обнаруженных нормативных правовых актах о порядке выявления и учета выморочного имущества указывается, что порядок разработан в соответствии с ГК РФ, Жилищным кодексом РФ, Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования. Однако ни один из названных законов не содержит нормы, которая бы указывала на необходимость и обязательность разработки в муниципальном образовании нормативного акта о выявлении, учете и оформлении выморочного имущества.

Соответственно, необходимость разработки такого муниципального правового акта может следовать только из устава муниципального образования или иного муниципального правового акта (к примеру, положения об администрации и т.п.).

Кроме того, не ясно, каким именно образом муниципальный орган может самостоятельно выявлять объекты, относящиеся к выморочному имуществу. Как видно из упомянутых выше примеров, деятельность муниципального органа по выявлению выморочного имущества по существу сводится к сбору информации, которую ему по собственной инициативе сообщают органы власти, граждане и организации.

Тем не менее в судебной практике можно обнаружить пример, когда суд по иску прокурора обязал администрацию сельского поселения разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества в собственность муниципального образования (решение Макарьевского районного суда Костромской области от 22.01.2020 по делу N 2-60/2020). Однако, на наш взгляд, данный судебный акт нельзя признать показательным. Так, в решении суда не приведено конкретной нормы, которая бы обязывала ОМС разработать спорный муниципальный правовой акт. При этом представитель ответчика исковые требования признал.

К сожалению, иные примеры из судебной практики по данному вопросу найти не удалось.

Учитывая изложенное, можно констатировать, что действующее законодательство не содержит как таковой обязанности муниципального органа по разработке муниципального правового акта, регламентирующего порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества. Такая обязанность может вытекать из положений устава или иного муниципального правового акта муниципального образования. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан 

Ответ прошел контроль качества 

26 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.