Поставщик (юридическое лицо) признал факт поставки некачественного товара, покупатель вернет поставщику некачественный товар. Договором с поставщиком не предусмотрено условие о доставке товара покупателю поставщиком за пределы города, в котором находится поставщик. Вывоз товара со склада поставщика осуществлялся покупателем с привлечением перевозчика на основании заключенного с покупателем договора; оплата за услуги перевозчика покупателем произведена. Возможно ли взыскать с поставщика стоимость транспортных услуг, которые покупатель оплатил перевозчику за доставку товара, оказавшегося некачественным?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Покупатель имеет право на возмещение ему поставщиком убытков по доставке до покупателя товара, оказавшегося некачественным.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества по договору поставки, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (ст. 518 ГК РФ).
Статья 475 ГК РФ позволяет, в частности, покупателю в случае существенного нарушения требований к качеству товара отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Также ст. 393 ГК РФ предусматривает, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Абзац второй п. 1 ст. 393 ГК РФ устанавливает, что, если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Таким образом, возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства, является видом гражданско-правовой ответственности и не поставлено законодателем в зависимость от применения (или неприменения) последствий, предусмотренных ст. 475 ГК РФ (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 02.04.2019 N Ф06-44635/19).
В рассматриваемой ситуации поставщик нарушил свои обязательства по договору: поставил товар ненадлежащего качества, что явилось причиной возникновения у покупателя убытков в виде расходов на доставку товара, который в итоге покупатель возвращает поставщику и не сможет им пользоваться. Иными словами, по итогу, в результате ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по договору у покупателя не будет в наличии товара, но им уже понесены расходы по его доставке к покупателю. Соответственно, в силу ст. 15, 393 ГК РФ покупатель имеет право на возмещение ему поставщиком убытков по доставке до покупателя товара, оказавшегося некачественным. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение АС Калужской области от 15.06.2022 N А23-5704/2020, оставленное без изменения вышестоящими судами, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 N 13АП-25246/18).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия
Ответ прошел контроль качества
16 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.