Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли разрешение на водопользование катамаранов и лодочек на территории городского пляжа?

Нужно ли разрешение на водопользование катамаранов и лодочек на территории городского пляжа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для оказания услуг по прокату лодок и катамаранов необходимо заключить договор водопользования с местной администрацией.

Обоснование вывода:

Частью 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определено, что физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 этого Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 11 ВК РФ, право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами. В частности, ст. 11 ВК РФ устанавливает три вида оснований для водопользования:

  • договор водопользования (ч. 2);
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование (ч. 3);
  • использование осуществляется без предоставления водных объектов в пользование (ч. 4);

Так, на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов, производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов, а также использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи.

Предоставление услуг проката и движение маломерных судов, рекреационные цели ни в ч. 3, ни в ч. 4 ст. 11 ВК РФ не поименованы. Соответственно, для использования акватории в данных целях необходимо заключение договора водопользования.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите постановление Верховного Суда РФ от 14 декабря 2020 г. N 31-АД20-7, решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 19 сентября 2022 г. по делу N 2-645/2022, постановление Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2019 г. по делу N 5-215/2019, решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. по делу N 2-2657/2018, решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 г. по делу N 2-2170/2012).

Использование водного объекта в отсутствие договора водопользования является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (чч. 1, 3 ст. 12 ВК РФ). Договор водопользования должен соответствовать требованиям, установленным ст. 13 ВК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27 ВК РФ в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, владение, пользование, распоряжение такими водными объектами относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с подп. "в" п. 3 Правил подготовки и заключении договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 (далее - Правила), подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае водоем находится в муниципальной собственности, он должен быть заключен с уполномоченным органом местного самоуправления*(1).

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе ситуация регулируется административными нормами и нормами водного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым предоставляются заключения в рамках Правового консалтинга. Для получения официальных разъяснений вправе обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

4 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Согласно ст. 42 Устава Курганинского городского поселения (принят решением Совета Курганинского городского поселения Курганинского района от 29 августа 2019 года N 342) полномочия, предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет местная администрация.