Есть находящаяся в частной собственности кабельная линия, которая проходит через ряд земельных участков. Строительство кабельной линии было согласовано с местной администрацией (утвержден акт выбора земельного участка), имеется согласованная со всеми необходимыми органами и службами исполнительная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию. Кабельная линия находится в эксплуатации более 20 лет, поставлена на кадастровый учет, и на нее зарегистрировано право частной собственности. С учетом наличия всей исходно-разрешительной документации, возможен ли демонтаж такой кабельной линии по иску (негаторному) собственника одного из земельных участков, через который эта линия проходит, со ссылкой на то, что согласия на прохождение линии он не давал, и линия нарушает его право собственности (но без оспаривания, например, постановления администрации об утверждении акта выбора земельного участка под кабельную линию)?
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с положениями п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу ст. 304, 305 ГК РФ, иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск владеющего собственника к третьему лицу об устранении любых не связанных с лишением владения препятствий в пользовании и (или) распоряжении имуществом является негаторным иском (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2020 г. N Ф09-4852/20 по делу N А60-59809/2019: "Негаторный иск представляет собой требование владеющего вещью собственника к третьему лицу об устранении препятствий в осуществлении пользования и распоряжения имуществом").
Негаторный иск, являющийся вещно-правовым способом защиты права собственности на сохранившийся в натуре имущественный объект, представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом.
Негаторный иск подлежит удовлетворению при одновременном наличии следующих условий: истец является собственником или законным владельцем объекта недвижимости; истец не утратил владения объектом; истцу чинятся реальные препятствия в осуществлении права законного владельца; препятствия в осуществлении правомочий собственника обусловлены неправомерными действиями ответчика (нарушителя права истца).
Кроме того, негаторный иск является вещным, в этой связи он может быть предъявлен только в том случае, когда нарушение имеет место быть в момент предъявления негаторного иска.
Таким образом, вещно-правовые способы защиты права могут быть реализованы в случае фактической невозможности или затруднительности осуществления собственником правомочий владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом.
Субъектом негаторного иска является собственник (иной титульный владелец), сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании, а субъектом обязанности - нарушитель прав собственника, действующий незаконно.
При предъявлении иска лицом, к реализации вещного права которого созданы препятствия, необходимо установить правомерность его владения имуществом и наличие препятствий именно со стороны ответчика, а также обосновать, в чем выражаются данные препятствия (смотрите, например, решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 23 августа 2022 г. по делу N 2-1017/2022).
Способы защиты по негаторному требованию должны быть разумными и соразмерными.
В рассматриваемой ситуации собственник земельного участка должен представить суду объективные доказательства, свидетельствующие о том, что размещение на земельном участке кабельной линии препятствует в реализации своих прав собственника, также предоставить сведения о возможности выноса кабельной линии электропередачи за пределы его земельного участка.
Пункт 10.1 ст. 1 ГрК РФ определяет, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения).
Кабельные линии электропередачи представляют собой единый линейный объект и выступают как единый объект вещных прав, раздел в натуре данной вещи невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая кабельная линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости.
В случае предъявления требования о выносе подземного электрического кабеля, проходящего по принадлежащему собственнику земельному участку, за пределы своего участка, истец фактически будет исходить из признания данного инженерного объекта самовольной постройкой, подлежащей сносу, демонтажу.
Тем самым такое требование будет представлять собой требование о сносе самовольной постройки, которая не является самостоятельным объектом недвижимости, что не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Также следует учесть, что в соответствии с п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, является реконструкцией линейных объектов.
Как правило, перенос линии электропередачи на другой земельный участок по своей правовой природе является реконструкцией линейного объекта и в отсутствие проектной документации недопустим (смотрите, например, решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 23 августа 2022 г. по делу N 2-1017/2022)).
Кроме того, важным критерием определения законности размещения линейного объекта является время его строительства - до возникновения права собственности на земельный участок или после. Так, решением Арбитражного суда Свердловской области от 3 октября 2008 г. N А60-12774/2008-С1 было отказано в устранении нарушений права собственности истца путем обязания ответчика убрать высоковольтный кабель со здания и земельного участка, поскольку спорный кабель был проложен до заключения договора купли-продажи данного недвижимого имущества, после вступления в права собственника истец как владелец объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать передаче электрической энергии на объекты электроэнергетики, которые были в надлежащем порядке технологически к ним присоединены, кроме того, демонтаж кабеля повлечет прекращение подачи электроэнергии на объекты.
Аналогичные выводы приведены и в других судебных решениях. Смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2015 г. по делу N 33-1187/2015): На момент приобретения земельного участка и строительства жилого дома М.Х. Яруллина знала о том, что на земельном участке расположен подземный сетевой электрический кабель, поэтому объем и возможные пределы осуществления прав на земельный участок должны были быть ей известны"; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 8 июня 2022 г. по делу N 33-17767/2022; решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 г. по делу N А15-3163/2017, оставленное в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2018 г. N Ф08-3528/18 по делу N А15-3163/2017.
Таким образом, исходя из анализа правовых норм, сложившейся судебной практики, учитывая тот факт, что земельный участок собственником был приобретен уже с наличием кабельной линии электропередач, считаем возможность демонтажа кабельной линии электропередач маловероятной.
Вместе с тем окончательный ответ на вопрос о возможности демонтажа кабельной линии в описанной ситуации может дать только суд на основе исследования фактических обстоятельств дела.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 г. по делу N А15-3163/2017, оставленное в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2018 г. N Ф08-3528/18 по делу N А15-3163/2017: "ВКЛ-10кв была построена и введена в эксплуатацию на основании разрешения N 254/13 от 18.07.2013, то есть задолго до приобретения земельного участка истцом в 2015 году. В материалы дела истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что нахождение ВКЛ-10кв, проходящего по территории земельного участка истца создает препятствия в его целевом назначении. Кроме того, до приобретения истцом спорного участка он находился во владении других лиц, у которых никаких претензий по невозможности использования земельного участка по назначению не возникало. При этом сам факт прохождения указанной высоковольтной линии по участку, принадлежащему истцу, проложенной в установленном законом порядке еще в 2013 году, не является безусловным свидетельством того, что нарушенное право истца подлежит устранению путем демонтажа высоковольтной кабельной линии 10 кв. Прохождение высоковольтной кабельной линии 10 кв по земельному участку права истца не нарушает, так как при приобретении данного земельного участка истец не мог не знать о фактическом состоянии участка и возможности его использования с учетом существующей кабельной линии в охранной зоне газопровода высокого давления. Демонтаж спорной линии приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку служит для транспортировки электроэнергии промышленным предприятиям (и населению), расположенным на индустриально-инвестиционной площадке в пос. Тюбе Кумторкалинского района, Республики Дагестан. Довод истца о том, что нахождение высоковольтной кабельной линии 10 кв. лишает истца права пользоваться принадлежащим имуществом, произвести строительство объектов и получать прибыль носит предположительный характер и не подтвержден документально. Действуя разумно и добросовестно, Гаджиалиев С.З. как покупатель должен был быть осведомлен о потребительских свойствах земельного участка с кадастровым номером 05:50:000051:2659, так как высоковольтная кабельная линия 10 кв. на тот период времени (2015 г.) уже была проложена по спорному земельному участку и введена в эксплуатацию с 2013 года, в том числе для целей обеспечения расположенного на смежном земельном участке завода листового стекла электроэнергией (4 кабеля из 8 кабелей)".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жуйко Евгения
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.