Постоялец в гостинице разбил тарелку. Гостиница выставила постояльцу счет. Правомерно ли выставление гостиницей счета постояльцу за незначительную порчу имущества? Если да, то каков порядок взыскания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Гостиница вправе предъявить постояльцу требование о возмещении реального ущерба в случае утраты или повреждения имущества гостиницы по вине постояльца.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Согласно п. 12 Правил гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме.
Разделом VI Правил предусмотрена ответственность исполнителя и потребителя по договору об оказании гостиничных услуг. В частности, п. 34 Правил устанавливает, что потребитель несет ответственность и возмещает реальный ущерб в случае нарушения обязательств по договору, а также утраты или повреждения по его вине имущества гостиницы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
Правовым основанием требования о возмещении убытков, причиненных гостинице постояльцем, также является и ст. 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом гостиница как лицо, понесшее убытки, обязана установить, что именно постоялец является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб. Отметим, что вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25). Помимо вышеуказанного, персоналу гостиницы целесообразно зафиксировать факт причинения вреда (например, путем составления соответствующего акта), а также определить наличие и размер убытков, поскольку в случае возникновения спора указанные обстоятельства входят в предмет доказывания по иску о возмещении ущерба.
Как указал ВС РФ в своих разъяснениях, при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (п. 13 Постановления N 25).
Таким образом, гостиница вправе предъявить постояльцу требование о возмещении реального ущерба в случае утраты или повреждения имущества гостиницы по вине постояльца.
В случае, если постоялец откажется возместить вред в добровольном порядке, гостиница вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков.
Вместе с тем полагаем, что эффективным способом обеспечения обязательств вследствие причинения имущественного ущерба постояльцем будет являться обеспечительный платеж.
Законодательством предусмотрена возможность внесения одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы в обеспечение исполнения денежного обязательства, в том числе обязанности возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, именуя указанную денежную сумму обеспечительным платежом (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ). В том случае, если нарушение договора будет иметь место, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства. Если же указанное обстоятельство не наступит либо договор прекратится, обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ).
В случае причинения вреда имуществу гостиницы последняя в силу ст. 381.1 ГК РФ вправе удержать из обеспечительного платежа сумму реально причиненного ущерба.
По смыслу ст. 329 и ст. 381.1 ГК РФ условие о внесении платежа должно быть предусмотрено договором об оказании гостиничных услуг, в том числе путем включения в уведомление, направляемое потребителю в ответ на заявку последнего. Включение такого условия допустимо в силу подп. "ж" п. 13 и п. 15 Правил. При этом законодательство не ограничивает каким-либо образом размер обеспечительного платежа и не регулирует порядок его получения и возврата исполнителем. Полагаем, что в договоре о предоставлении гостиничных услуг целесообразно регламентировать действия сторон по получению и возврату обеспечительного платежа.
Таким образом, исполнение обязательства постояльца по возмещению вреда, причиненного имуществу гостиницы, может быть обеспечено внесением определенной денежной суммы в качестве обеспечительного платежа, которая при отсутствии такого вреда подлежит возврату потребителю. Возможность использования обеспечительного платежа в отношениях между гостиницей и потребителем подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2020 по делу N 2-2459/2020).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалёва Нина
Ответ прошел контроль качества
5 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.