Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Заключен и действует договор подряда. Заказчик уплатил в соответствии с условиями договора аванс. Срок выполнения работ по договору был продлен до октября 2023 года. В отношении подрядчика 31.01.2023 введена процедура наблюдения. Если договор не расторгнут, то заявить требования кредитора можно будет только на стадии конкурсного производства, когда эти требования станут денежными? Если требования будут предъявлены только на стадии конкурсного производства, какие могут быть в этом случае нюансы и минусы для кредитора?

Заключен и действует договор подряда. Заказчик уплатил в соответствии с условиями договора аванс. Срок выполнения работ по договору был продлен до октября 2023 года. В отношении подрядчика 31.01.2023 введена процедура наблюдения. Если договор не расторгнут, то заявить требования кредитора можно будет только на стадии конкурсного производства, когда эти требования станут денежными? Если требования будут предъявлены только на стадии конкурсного производства, какие могут быть в этом случае нюансы и минусы для кредитора?

В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (п. 2 ст. 711 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что внесение заказчиком аванса по договору подряда представляет собой не что иное, как исполнение заказчиком своей обязанности по оплате предусмотренных таким договором работ, подлежащих выполнению подрядчиком.

При этом введение в отношении подрядчика процедуры наблюдения не названо ни в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ни в ГК РФ в качестве основания для прекращения договора подряда либо для его одностороннего расторжения в соответствии со ст. 310 и ст. 450.1 ГК РФ.

Следовательно, само по себе введение процедуры наблюдения в отношении подрядчика не порождает у заказчика права на возврат ему аванса, а за подрядчиком сохраняется обязанность продолжать выполнять предусмотренные договором работы в установленные им сроки (ст. 309 ГК РФ). Соответственно, этой обязанности продолжает корреспондировать право заказчика требовать выполнения таких работ и передачи их результата, которое по смыслу ст. 128, п. 1 и п. 2 ст. 307 ГК РФ следует квалифицировать как имущественное право.

Как следует из п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве и определений процедур банкротства, данных в ст. 2 указанного Закона (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), практически все они, за исключением конкурсного производства, направлены на предотвращение банкротства должника и восстановление его платежеспособности. И лишь конкурсное производство имеет своей целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, поскольку является следствием признания должника банкротом арбитражным судом (п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве).

В связи с изложенным ст. 63, 71, 81, 94, 100 Закона о банкротстве предусматривают предъявление к должнику в порядке, установленном данным законом (то через арбитражный суд с включением в реестр), только требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Иные имущественные требования неденежного характера подлежат предъявлению должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве, только на стадии конкурсного производства, поскольку итогом указанной процедуры является ликвидация должника (абзац седьмой п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 149 названного Закона).

На это указывают также разъяснения, данные в п. 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", согласно которым в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. При этом для целей определения количества голосов на собрании кредиторов и размера удовлетворения такого требования оно подлежит при его рассмотрении денежной оценке, сумма которой указывается в реестре.

Соответственно, только на стадии конкурсного производства имущественное требование заказчика к подрядчику о выполнении последним работ, предусмотренных договором подряда, подлежит трансформации в денежное и включению в реестр требований кредиторов, если только оно не является текущим.

Следует также отметить, что, хотя введение в отношении подрядчика процедуры наблюдения само по себе не является основанием для прекращения или расторжения договора подряда, оно также не препятствует расторжению договора по общим основаниям, предусмотренным законом, например, по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ), на основании одностороннего отказа заказчика в связи с просрочкой подрядчика (ст. 715 ГК РФ) или немотивированного решения заказчика (ст. 717 ГК РФ).

В случае такого расторжения, согласно п. 4 ст. 453, ст. 1102 и п. 3 ст. 1103 ГК РФ, часть неотработанного подрядчиком аванса приобретет характер неосновательного денежного обогащения, то есть будет представлять собой денежное требование заказчика к подрядчику, которое может быть предъявлено и включено в реестр в любой процедуре банкротства, а не только на стадии конкурсного производства.

При этом предъявление требований заказчика в более ранних процедурах банкротства (при расторжении договора) либо в процедуре конкурсного производства (при сохранении договора) само по себе не окажет в рассматриваемом случае какого-либо влияния на очередность или размер удовлетворения указанных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве в целях названного федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено этим законом.

Как мы поняли из вопроса, как заключение договора подряда, так и внесение аванса по нему имели место до принятия судом заявления о признании подрядчика банкротом. В свою очередь, согласно разъяснениям, данным в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора.

Таким образом, и трансформируемое на стадии конкурсного производства в денежное требование заказчика о выполнении работы, и требование о возврате неотработанного аванса при расторжении договора к текущим в рассматриваемой ситуации не относятся. Соответственно, они в любом случае будут подлежать включению в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди и пропорциональному удовлетворению наряду с другими требованиями, относящимися к этой очереди, в случае нехватки у должника денежных средств для их полного удовлетворения (п. 4 ст. 134, ст. 137, п. 2 и п. 3 ст. 142 Закона о банкротстве).

Единственное, на что способно повлиять более раннее или более позднее включение требований заказчика в реестр, это возможность оказывать влияние на принимаемые собранием кредиторов решения в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, поскольку участвовать в таких собраниях с правом голоса могут только кредиторы по денежным обязательствам, чьи требования включены в соответствующий реестр (абзац восьмой ст. 2, п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей 

Ответ прошел контроль качества 

28 февраля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.