Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каковы последствия нарушения предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения? Если у одного субъекта земельный участок большей площади, то какая форма ответственности предусмотрена: штраф, изъятие или предупреждение?

Каковы последствия нарушения предельных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения? Если у одного субъекта земельный участок большей площади, то какая форма ответственности предусмотрена: штраф, изъятие или предупреждение?

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем десяти процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 закона Пензенской области от 4 марта 2015 г. N 2693-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области" на основании статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливаются следующие предельные размеры земельных участков: максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, - в размере десяти процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

Рекомендуем ознакомиться с материалом: Майборода В.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". - Специально для системы ГАРАНТ, 2018.

В соответствии с п. 3.4.73 постановления правительства Пензенской области от 1 октября 2021 г. N 659-пП "Об утверждении Положения о Министерстве государственного имущества Пензенской области" Министерство государственного имущества Пензенской области в рамках своей компетенции (в части регулирования земельных и имущественных отношений в Пензенской области) осуществляет полномочия по обращению в течение месяца со дня, когда стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с последующими изменениями), в суд с заявлением о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах в соответствии с земельным законодательством.

Вместе с тем отмечаем, что не все земли сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственными угодьями.

Так, в соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

В связи с изложенным "сельхозугодья" и "земли сельскохозяйственного назначения" - неравнозначные понятия.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2014 г. N Ф10-1189/13 по делу N А35-10729/2011: Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет сельскохозяйственные угодья как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса, определяя состав земель сельскохозяйственного назначения, разделяет понятия "сельскохозяйственные угодья" и земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Таким образом, "сельхозугодья" и "земли сельскохозяйственного назначения" - неравнозначные понятия: земли, занятые защитными насаждениями, не относятся к сельхозугодьям.

Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2022 г. по делу N 33а-1251/2022: Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья. Таким образом, сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения и не могут являться самостоятельной категорией земель.

В этой связи считаем заслуживающей внимания следующую судебную практику.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2010 г. по делу N А60-60570/2009: В своем письме от 02.11.2009 N 31-21/771 Управление ФРС по Свердловской области уведомило Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, что на 30.10.2008 произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Уральский электромеханический комбинат" на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:57:0000 000:0025, площадью 101585442 кв. м, что составляет более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Новоуральского городского округа.

В письме также указано, что в нарушение ст. 5 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" ОАО "Уральский электрохимический комбинат" в течение года не произвел отчуждение данного земельного участка.

Невыполнение ответчиком требований указанного закона послужило основанием для предъявления настоящего иска.

В соответствии с Федеральным законом N 13-ФЗ от 05.02.2007 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжением N 1225-р от 04.08.2008 Федерального агентства по управлению государственным имуществом в собственность ОАО "Уральский электромеханический комбинат" передан земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:57:0000 000:0025 площадью 101585442 кв. м (запись регистрации N 66-66-31/068/2008-321).

Исковые требования удовлетворению судом не подлежат на основании следующего.

...истцом не доказано, что весь земельный участок с кадастровым номером 66:57:0000 000:0025 площадью 101585442 кв. м относится к сельскохозяйственным угодьям. Не представлены доказательства о площади всех сельскохозяйственных угодий на территории данного муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, неправомерно отождествлять все земли сельскохозяйственного назначения с землями сельскохозяйственных угодий. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван 

Ответ прошел контроль качества 

20 февраля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.