Организация осуществляет розничную торговлю мебелью, приобретая для этого товар у оптовых поставщиков по договору купли-продажи. Часто товар обозначен товарным знаком, принадлежащим поставщику. Розничный продавец размещает рекламу таких товаров в Интернете. В связи с вводом требования о маркировке рекламы в Интернете и передаче сведений в ОРД, задействован ли каким-то образом оптовый поставщик в маркировке или передаче данных? Сведения о нем нужно где-то указывать? Рекламодателем является розничный продавец. Вопрос вызван тем, что некоторые поставщики со ссылкой на изменения в законодательстве просят предоставлять сведения о фактах размещения такой рекламы и сами рекламные материалы.
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, с 1 сентября 2022 года вступила в силу ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установившая определенные требования к распространению интернет-рекламы.
Так, ч. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе предусматривает, что рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор).
Согласно Критериям [...], утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 (далее - Критерии), субъектный состав лиц, на которых возлагается такая обязанность, довольно широк. В частности, оно касается рекламодателей, которые являются не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП), но и физическими лицами без статуса ИП, рекламораспространителей и операторов рекламных систем юридических лиц и ИП, а также рекламораспространителей, являющихся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет", включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.
Тем не менее из буквального толкования приведенных положений законодательства можно сделать вывод, что соответствующее требование касается трех категорий субъектов отношений в сфере рекламы: операторов рекламных систем, рекламораспространителей и рекламодателей.
При этом под рекламодателем в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Безусловно, в данной норме в качестве лица, которое может быть признано рекламодателем, называется и изготовитель товара, однако в ее контексте он может рассматриваться как рекламодатель лишь в том случае, если он определяет объект рекламирования и (или) содержание рекламы. Вместе с тем, как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае выбор рекламируемого товара и содержание рекламы определяет исключительно его продавец, приобретший данный товар у его у изготовителя.
Тот факт, что на данный товар нанесен товарный знак изготовителя, который может быть визуально заметен в рекламе товара или даже используется в ней в качестве одного из ее элементов (например, когда название товара и представляет собой товарный знак), также не влечет за собой признания изготовителя рекламодателем, поскольку по смыслу ст. 1487 ГК РФ и разъяснений, данных в п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", продавец товара, законно приобретший его у изготовителя, может без специального согласия правообладателя использовать товарный знак в рекламе своей торговой деятельности по реализации маркированного им товара. Иными словами, в этом случае товарный знак не становится объектом рекламирования в том смысле, который придается этому термину п. 2 ст. 3 Закона о рекламе.
Более того, даже если и допустить, что в данном случае товарный знак сам по себе является объектом рекламирования, то следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе и Критериями обязанность по предоставлению в Роскомнадзор информации о размещенной рекламе не распространяется на рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования. Соответственно, обязанность сообщать о такой рекламе также не может быть возложена на изготовителя товара, обладающего исключительным правом на товарный знак.
В связи с изложенным, исходя из содержащейся в вопросе информации, в рассматриваемой ситуации изготовитель товара не является рекламодателем. Разумеется, он не может быть признан также рекламораспространителем (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе) и оператором рекламной системы (п. 13 и п. 14 ст. 3 Закона о рекламе). Следовательно, обязанности по предоставлению информации об указанной в вопросе рекламе или по обеспечению предоставления такой информации в Роскомнадзор у него отсутствуют. Такие обязанности существуют лишь у продавца товара.
Таким образом, мы придерживаемся той позиции, что требования изготовителя товара к его продавцу о предоставлении сведений о фактах размещения такой рекламы и самих рекламных материалов не основаны на нормах Закона о рекламе и принятых в соответствии с ним правовых актах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
9 февраля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.