Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Признаются ли "рекламораспространителями" сайты-агрегаторы, на которых размещается информация об объектах размещения (гостиничные номера, дома и т.п.) и услугах третьих лиц, с возможностью их бронирования через такой сайт-агрегатор?

Признаются ли "рекламораспространителями" сайты-агрегаторы, на которых размещается информация об объектах размещения (гостиничные номера, дома и т.п.) и услугах третьих лиц, с возможностью их бронирования через такой сайт-агрегатор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Владелец сайта-агрегатора не будет являться рекламораспространителем в случае, если будет размещать только однородные материалы об объектах размещения и их услугах.

Обоснование позиции:
Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу Закона N 38-ФЗ реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из данного определения, для того чтобы материал был признан рекламой, он должен обладать одновременно тремя признаками:
- распространяется любым способом, в том числе через сеть "Интернет";
- адресован неопределенному кругу лиц;
- направлен на привлечение внимания к конкретному объекту, выделяет его среди однородных и формирует к нему интерес.
Разъяснения по вопросу отнесения материалов, размещенных в сети Интернет, к рекламе даны в письме Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2019 г. N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно данному письму рекламой признаётся только информация, отвечающая признакам рекламы, указанным в ст. 3 Закона N 38-ФЗ. Кроме того, в ст. 2 Закона N 38-ФЗ указаны отдельные виды информации, которые сходны с рекламой, однако таковой не являются. Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Согласно п. 2.2 Письма, не подпадает под понятие рекламы информация, размещённая в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах) и сгруппированная по определённым рубрикам. Такая информация носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей информации о перечне существующих хозяйствующих субъектов, а также обозначение осуществляемого им вида деятельности, или о перечне предлагаемых товаров, услуг. Так, не относятся к рекламе однотипные сведения о предлагаемых товарах (услугах), наполняющие различные рубрики, размещаемые на сайтах объявлений, например, www.avito.ru, www.cian.ru и других. Сведения о товарах (услугах), размещаемых на таких сайтах, предназначены для информирования посетителей сайта о возможности и условиях их приобретения и не направлены на формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, соответственно, на такую информацию положения Закона N 38-ФЗ не распространяются.
Стоит также отметить, что, по мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги, и т.п., поскольку такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона N 38-ФЗ не распространяются.
Таким образом, системный анализ Закона N 38-ФЗ и данного письма позволяет сделать вывод, что при отсутствии такого признака рекламы, как привлечение внимания к конкретному товару (к одному из ряда однородных объектов), материал не будет являться рекламой вне зависимости от факторов, является ли лицо, размещающее информацию, юридическим или физическим лицом, размещает оно информацию о собственных товарах либо о товарах и услугах третьих лиц, имеется ли возможность бронирования.
При этом ФАС указывает, что в случае, если на странице присутствуют элементы, позволяющие выделить конкретный объект рекламирования, данный элемент является рекламой.
Таким образом, вопрос отнесения владельца сайта к рекламораспространителям зависит от характера информации, которая на нем размещается. При размещении только набора однородных сведений о различных субъектах и их услугах рекламораспространителем данное лицо являться не будет, т.к. будет распространять только материалы, не являющиеся рекламой, на которые действие Закона N 38-ФЗ не распространяется. Аналогичного мнения придерживаются суды (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2021 г. по делу N 33-32909/2021: Авито не инициирует размещение объявлений, не участвует в формировании их содержания, не проверяет их на предмет соблюдения законодательства и (или) прав третьих лиц, предоставляя лишь техническую возможность размещения и просмотра пользовательской информации в сети Интернет, размещаемая информация носит справочный, а не рекламный характер; определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 марта 2020 г. N 054/05/5-1914/2019).
Вместе с тем если на сайте будут размещены баннеры или материалы, соответствующие всем признакам рекламы, сайт будет являться рекламораспространителем для данных сообщений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.