Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право 1. Какие негативные правовые последствия могут возникнуть, если физическое лицо - наемный работник организации (рекламодателя) самостоятельно размещает рекламу в личных кабинетах "ВКонтакте" и "Яндекс.Директ" (и проводит оплату через свою карту)? Надо ли переоформлять личные кабинеты на юридическое лицо или предъявлять договор, на основании которого действует физическое лицо? 2. Является ли размещение логотипа спонсора на сайте организации рекламой? Если да, то как получать идентификатор? Как информацию о такой рекламе подать в Роскомнадзор? Нужно ли представить какие-либо отчеты?

1. Какие негативные правовые последствия могут возникнуть, если физическое лицо - наемный работник организации (рекламодателя) самостоятельно размещает рекламу в личных кабинетах "ВКонтакте" и "Яндекс.Директ" (и проводит оплату через свою карту)? Надо ли переоформлять личные кабинеты на юридическое лицо или предъявлять договор, на основании которого действует физическое лицо? 2. Является ли размещение логотипа спонсора на сайте организации рекламой? Если да, то как получать идентификатор? Как информацию о такой рекламе подать в Роскомнадзор? Нужно ли представить какие-либо отчеты?

Прежде всего отметим, что действующее законодательство о рекламе не содержит прямых норм, которые запрещали бы использовать аккаунты и личные кабинеты физических лиц для размещения в сети Интернет рекламы юридических лиц, производимых ими товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Вместе с тем необходимо учитывать, что с 1 сентября 2022 года вступила в силу ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установившая определенные требования к распространению интернет-рекламы.
Так, ч. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе предусматривает, что рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор).
При этом из Критериев [], утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 (далее - Критерии), следует, что субъектный состав лиц, на которых возлагается такое требование, довольно широк. В частности, оно касается рекламодателей, которые являются не только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП), но и физическими лицами без статуса ИП, рекламораспространителей и операторов рекламных систем юридических лиц и ИП, а также рекламораспространителей, являющихся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет", включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.
В связи с этим напомним, что под рекламодателем в п. 5 ст. 3 Закона о рекламе понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Товаром же называются не только вещи, но и работы и услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Следовательно, несмотря на то, что в рассматриваемой ситуации реклама юридического лица размещается посредством использования аккаунтов и личных кабинетов физического лица, рекламодателем по отношению к данной рекламе будет являться указанное юридическое лицо.
Вместе с тем, на наш взгляд, это обстоятельство само по себе не исключает возможности размещения указанным юридическим лицом рекламы через аккаунты и личные кабинеты физического лица.
На это, по нашему мнению, указывают положения подп. "ж" п. 2 Состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного в соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р (далее - Состав информации).
В частности, данный подпункт устанавливает, что в составе информации, передаваемой Роскомнадзору рекламодателем, должна указываться информация о лице, заключившем договор с рекламораспространителем, оператором рекламной системы, их представителями и посредниками за счет и по поручению рекламодателя на распространение рекламы в сети "Интернет" и (или) на оказание услуг (работ) с использованием рекламной системы, или осуществляющем действия по поручению и за счет рекламодателя в целях распространения в сети "Интернет" рекламы, или действующем в интересах рекламодателя при распространении рекламы в сети "Интернет" как коммерческий представитель или иной посредник. Причем перечень соответствующей информации, раскрываемый в этом же подпункте, указывает на то, что таким лицом может быть не только юридическое лицо или ИП, но и физическое лицо.
В то же время необходимо учитывать, что в составе информации о лице, осуществляющем действия в целях распространения в сети Интернет рекламы в интересах рекламодателя, которую последний обязан раскрыть Роскомнадзору, названо описание осуществляемых таким лицом действий (в том числе заключение им договоров, действия в целях распространения рекламы, коммерческое представительство, иное посредничество).
Соответственно, можно предположить, что в рамках мероприятий по проверке достоверности сообщаемых рекламодателем сведений от него могут быть истребованы документы, подтверждающие состав порученных вышеуказанному лицу действий (например, договор поручения, агентский договор, иные документы). В связи с изложенным мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации юридическому лицу следует закрепить конкретный перечень действий по распространению рекламы, осуществляемых физическим лицом - работником, в договоре с ним.
Помимо этого, следует обратить внимание на то, что подп. "ж" п. 2 Состава информации постоянно подчеркивает, что действия, осуществляемые лицом-посредником, выполняются за счет средств рекламодателя, то есть в рассматриваемой ситуации юридического лица. Следовательно, договор, заключенный юридическом лицом с работником, должен предусматривать механизм и порядок возмещения ему расходов, понесенных на распространение рекламы в интересах юридического лица.
С учетом изложенного мы приходим к выводу о том, что при соблюдении приведенных рекомендаций переоформление личных кабинетов и аккаунтов физического лица - работника на юридическое лицо с точки зрения действующего законодательства не требуется.
Однако особо подчеркнем, что данный вывод не учитывает положений договоров, которые заключаются между физическим лицом и оператором рекламной системы, владельцем социальной сети при создании аккаунта или личного кабинета для распространения рекламы. Мы не можем исключить, что условия таких договоров могут запрещать физическому лицу использовать данные аккаунты или кабинеты для распространения рекламы третьих лиц, в том числе и юридических.
Также обращаем внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе и Критериями обязанность по предоставлению в Роскомнадзор информации о размещенной рекламе не распространяется на рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в сети "Интернет" рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) лицами, уполномоченными рекламодателями.
Относительно размещения на сайте юридического лица логотипов спонсора отметим, что в числе объектов рекламирования п. 2 ст. 3 Закона о рекламе называет товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
С учетом изложенного если соответствующий логотип спонсора одновременно относится к средствам его индивидуализации, мы не исключаем, что его размещение на сайте другой организации может быть расценено как реклама. Более того, в правоприменительной практике встречаются случаи, в которых расценивается как реклама размещение логотипов спонсора, которые не являются средствами индивидуализации (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 N 02АП-7726/17, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 N 15АП-5910/16). При этом анализ приведенных судебных постановлений указывает на то, что шанс признания размещенного логотипа рекламой выше, если на обязательность размещения такого логотипа на сайте организации прямо указано в ее договоре со спонсором.
Вместе с тем вопрос о присвоении такому виду рекламы идентификатора остается неурегулированным, поскольку требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, которые должны быть установлены Роскомнадзором (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе), на сегодняшний день не утверждены. Также неясен и механизм передачи данных, которая в силу ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе осуществляется через операторов рекламных данных, поскольку отбор последних в настоящее время еще не завершен. Однако из информации, содержащейся на сайте Роскомнадзора, следует, что такая передача, вероятнее всего, будет осуществляться через личный кабинет в Едином реестре интернет-рекламы (rkn.gov.ru/register-ord).
В заключение отметим, что в связи с недавним вступлением в силу соответствующих положений закона правоприменительная практика и официальные разъяснения по данным вопросам отсутствуют, поэтому все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением, основанным на толковании норм законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.