Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каким документом может быть подтвержден, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", факт занятия постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан? Каким документом это можно оформить? Возможно ли оформление такого документа в случае, если попечитель имеет постоянный доход и место работы и ему не нужно оформление выплаты по уходу, а нужен лишь документ?

Каким документом может быть подтвержден, по смыслу п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", факт занятия постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан? Каким документом это можно оформить? Возможно ли оформление такого документа в случае, если попечитель имеет постоянный доход и место работы и ему не нужно оформление выплаты по уходу, а нужен лишь документ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Факт ухода за родственником подтверждается документами, указанными в подп. б) п. 17.3 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" и не зависит от наличия у лица, претендующего на отсрочку, самостоятельного дохода и места работы.
Справка из поликлиники не является документом, подтверждающим факт ухода за родственником.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, занятым постоянным уходом за близкими родственниками (отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем), нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
Таким образом, право на отсрочку (если у родственника не установлена инвалидность) возникает при наличии одновременно двух факторов:
1) основания для отсрочки должны быть подтверждены специальным заключением, которое выдает уполномоченное на то учреждение (учреждения медико-социальной экспертизы);
2) отсутствуют иные лица, которые могут осуществлять уход за родственником.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. П. 7 данной статьи относит к ведению данных учреждений обязанность по выдаче заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), в том числе для подтверждения необходимости отсрочки.
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 979н, далее - Порядок деятельности учреждений) относит к федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющиеся филиалами главных бюро.
Таким образом, перечень учреждений, которые могут выдавать необходимые заключения, является исчерпывающим. Выдача такого заключения иными учреждениями, например поликлиниками либо больницами, не предусмотрена и в полномочия данных учреждений не входит.
Порядок деятельности учреждений устанавливает перечень документов, которые необходимо представить в учреждение для проведения медико-социальной экспертизы (п. 33, 38), сроки оказания услуги (п. 30, 31), непосредственно порядок проведения экспертизы (п. 49-74) и требования к заключению (п. 95).
Оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно. При этом запрещается отказ в проведении медико-социальной экспертизы (п. 46 Порядка).
Законодательство РФ не ставит возможность осуществлять уход за родственником в зависимость от того, состоит ли ухаживающее лицо в трудовых отношениях.
Для получения отсрочки необходимо представить призывной комиссии документы, предусмотренные подп. б) п. 17.3 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации". Это:
- свидетельство о рождении гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- информация о лицах, проживающих совместно с заявителем, и о родственных связях заявителя;
- заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданина, призываемого на военную службу, о нуждаемости указанных родственников в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
- копия паспорта родственника (усыновителя), который нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Данный перечень не содержит требования подтверждать отсутствие заработка либо трудовой деятельности. Таким образом, вопрос отсрочки также не ставится в зависимость от данного фактора. Данный фактор имеет значение только для решения о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет". Данная выплата предоставляется только неработающему гражданину.
Однако для получения отсрочки необходимо представить призывной комиссии информацию о лицах, проживающих совместно с заявителем. Данные сведения запрашиваются в целях получения информации о наличии иных лиц, способных ухаживать за родственником, и подлежат проверке в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При наличии иных лиц, совместно проживающих с лицом, нуждающимся в уходе, обязанных содержать его в соответствии с Семейным кодексом РФ и способных делать это самостоятельно, в отсрочке будет отказано.
Поскольку в рассматриваемом случае совместно с отцом проживает его супруга, для получения отсрочки необходимо предоставить документы, подтверждающие невозможность ее самостоятельного ухода за отцом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Домашняя правовая энциклопедия. Военная служба. Порядок получения отсрочки от призыва.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена

Ответ прошел контроль качества

27 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.