Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Российская организация (РосКо) - дочерняя компания иностранной компании (резидент Швеции (ШвКо)) с долей владения 100%. У РосКо числится дебиторская задолженность покупателя по договору о поставке товара N 1 из Республики Казахстан (КазКо) (взаимозависимости нет). Планируется переуступка права требования по этому договору материнской компании (ШвКо) в полной сумме. Цена договора цессии будет ниже или равна стоимости уступаемого права. В то же время у РосКо есть кредиторская задолженность перед ШвКо по договору поставки товара N 2. Планируется после подписания договора цессии провести взаимозачет между РосКо и ШвКо, закрыв тем самым кредиторскую задолженность РосКо по договору поставки N 2 дебиторской задолженностью ШвКо перед РосКо (по договору цессии). Договоры N 1 и N 2 состоят на учете в банке, договор цессии также будет поставлен на учет в банк. Разрешены ли такие операции валютным законодательством в сегодняшних условиях? Каковы последствия данных операций для РосКо с точки зрения налогового и валютного законодательства?

Российская организация (РосКо) - дочерняя компания иностранной компании (резидент Швеции (ШвКо)) с долей владения 100%. У РосКо числится дебиторская задолженность покупателя по договору о поставке товара N 1 из Республики Казахстан (КазКо) (взаимозависимости нет). Планируется переуступка права требования по этому договору материнской компании (ШвКо) в полной сумме. Цена договора цессии будет ниже или равна стоимости уступаемого права. В то же время у РосКо есть кредиторская задолженность перед ШвКо по договору поставки товара N 2. Планируется после подписания договора цессии провести взаимозачет между РосКо и ШвКо, закрыв тем самым кредиторскую задолженность РосКо по договору поставки N 2 дебиторской задолженностью ШвКо перед РосКо (по договору цессии). Договоры N 1 и N 2 состоят на учете в банке, договор цессии также будет поставлен на учет в банк. Разрешены ли такие операции валютным законодательством в сегодняшних условиях? Каковы последствия данных операций для РосКо с точки зрения налогового и валютного законодательства?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. В соответствии с указом Президента РФ от 08.08.2022 г. N 529 до внесения изменений в законодательство о валютном регулировании при ведении внешнеторговой деятельности или при предоставлении и возврате займов российским юрлицам и ИП:
- разрешено не соблюдать требования о репатриации выручки (независимо от валюты контракта и платежа) (в т.ч. в части, оставшейся обязательной с учетом ч. 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ); отметим также, что указом Президента от 05.07.2022 N 430 требование о репатриации выручки (в иностранной валюте и валюте РФ) уже было фактически отменено (т.к. сумма выручки, подлежащая зачислению на счет в уполномоченном банке, ставилась в зависимость от суммы валюты, обязательной к продаже).
- предоставлено право осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, если иное не установлено Указами Президента и решениями Правительства РФ (для рассматриваемой ситуации запретов и специального порядка исполнения обязательств по рассматриваемым контрактам на поставку товаров, уступки права требования не обнаружено).
Таким образом, полагаем, что резидент (кредитор) вправе уступить нерезиденту (новому кредитору) права требования валютной выручки по внешнеторговому договору с другим нерезидентом (должником). И с учетом подп. б) и в) п. 4 указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 резидент вправе зачесть обязательства нерезидента, возникшие по внешнеторговому договору уступки права требования, т.е. не зачислять выручку по такому договору на свой счет в уполномоченном банке.
Ограничения, касающиеся возможности зачета обязательств по импортному контракту (договор с ШвКо N 2), Законом N 173-ФЗ не были установлены.
2. Уступка права требования долга по договору поставки товара признается объектом налогообложения НДС, но налоговая база равна нулю (т.к. исходя из описания ситуации цена договора цессии будет ниже или равна стоимости уступаемого права).
Для целей налогообложения прибыли уступка права требования является реализацией имущественных права. Доход от реализации (сумма, установленная договором уступки) уменьшается на стоимость реализованных товаров по договору N 1. Убыток, возникающий при этом (если право уступается за меньшую стоимость), учитывается во внереализационных расходах:
- если срок платежа по договору N 1 с КазКо наступил на дату уступки прав требования (дату подписания акта уступки права требования) - в полной сумме на дату уступки права требования;
- если срок платежа еще не наступил - в сумме, не превышающей размер, определяемый в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 279 НК РФ. Например, в общем случае предельная сумма убытка не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.
В пункте 1.2 статьи 269 НК РФ перечислены предельные значения процентных ставок в зависимости от валюты, в которой заключено долговое обязательство.
Зачет является одним из способов прекращения обязательств (ст. 410 ГК РФ) и по определению производится на одинаковую сумму у каждой из сторон. Поэтому операция зачета взаимных требований сама по себе не является объектом налогообложения НДС и не учитывается при исчислении налога на прибыль.

Обоснование позиции:

Валютное законодательство

Расчеты с участием нерезидентов осуществляются с учетом требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ограничения действуют только в отношении операций, перечисленных в ст. 11 Закона N 173-ФЗ, касающихся только требования купли-продажи наличной иностранной валюты в уполномоченных банках).
Кроме того, запреты или особые порядки совершения сделок (операций) расчетов с нерезидентами установлены отдельными Указами Президента РФ, в частности:
- от 28.02.2022 N 79 (в частности, запрещены валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа. Но такие операции могут осуществляться с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Валютные операции, связанные с перечислением нерезидентам иностранной валюты за товары, не указаны в данном Указе).
- от 05.03.2022 N 95 (установлен временный порядок исполнения перед некоторыми иностранными кредиторами, перечисленными в пункте 1 Указа N 95, обязательств (в размере, превышающем 10 млн рублей в календарный месяц) по кредитам и займам, финансовым инструментам; обязательства за поставленные товары не указаны в данном документе);
- от 03.05.2022 N 252 (в частности, установлен запрет для организаций и физлиц-резидентов совершать сделки с лицами, находящимися под санкциями, и лицами, находящимися под их контролем; исполнять обязательства перед такими лицами; осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями);
- от 05.07.2022 N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации". Объем репатриации валютной выручки теперь определяется размером обязательной продажи валютной выручки, который в свою очередь определяется Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ и с 10 июня составляет 0%*(1).
- от 08.08.2022 N 529. Данным Указом отдельно установлено, что:
1) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца первого части 2 статьи 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), частей 1 и 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ (в части требования о репатриации) (подп. б) п. 4 Указа);
2) до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ*(2) действует следующее правило: "если иное не предусмотрено указами Президента Российской Федерации, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации" (подп. в) п. 4 Указа).
Случаи запрета такого зачета требований к нерезидентам (не относящихся к лицам, находящимися под санкциями, и лицам, находящимися под их контролем) по договору уступки права требования по договору поставки товаров и обязательств перед ними по договору поставки товаров не обнаружено.

Уступка права требования по внешнеторговому договору нерезиденту и зачет взаимных требований по внешнеторговому договору

Уступка права требования по внешнеторговым контрактам допустима (вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2015), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.11.2015).
По договору уступки прав требования у нерезидента (ШвКо) возникают обязательства перед российской компании по перечислению оплаты. При этом не поступает выручка по внешнеторговому контракту с другим нерезидентом (КазКо).
Отметим, что с 01.07.2021 частью 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ отменено требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, установленное п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, экспортной выручки по внешнеторговым договорам об экспорте несырьевых неэнергетических товаров, экспорте работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, сумма обязательств которых определена в иностранной валюте и (или) оплата по которым предусмотрена в иностранной валюте (отмена репатриации распространяется и на экспортные контракты, заключенные до 01.07.2021, но по которым обязательства по оплате не были исполнены).
При этом частью 4 ст. 24 Закона N 173-ФЗ установлена обязанность резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), на которые распространяются требования валютного законодательства РФ:
- путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов);
- или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, требования о репатриации денежных средств отменены.
К иным способам, разрешенным законодательством РФ, которыми может быть прекращено исполнение указанных договоров (контрактов), можно отнести, в частности, зачет встречного требования или уступку требования иному лицу, новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др. (смотрите п. 2.4 письма ФНС России от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@).
Полагаем, что резидент (кредитор) вправе уступить нерезиденту (новому кредитору) права требования валютной выручки по внешнеторговому договору. И с учетом подп. б) и в) п. 4 указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 вправе зачесть обязательства нерезидента, возникшие по внешнеторговому договору уступки права требования, т.е. не зачислять выручку по такому договору на счет в уполномоченном банке. Ограничения, касающиеся возможности зачета обязательств по импортному контракту (договор с ШвКо N 2), Законом N 173-ФЗ не были установлены.

Валютный контроль

Уступка всех прав по внешнеторговому договору (контракту) (договор N 1) организации-нерезиденту и получение от нее в полном объеме денежных средств или исполнения обязательств "способом, отличным от расчетов" (в данном случае в неденежной форме - путем зачета) являются основанием для снятия такого контракта с учета в уполномоченном банке в соответствии с п. 10.8 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И (далее - Инструкция N 181-И) (п. 6.1.4 Инструкции N 181-И).
Резидент, поставивший на учет контракт (кредитный договор), при получении денежных средств от нерезидента на его счета в банке УК должен представить в банк УК следующие документы и (или) информацию:
- информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора):
- справку о подтверждающих документах с отражением в ней информации об исполнении нерезидентом обязательств по договору полной уступки требования нерезиденту способом, отличным от расчетов. Указанная справка о подтверждающих документах представляется резидентом, поставившим на учет контракт (кредитный договор), в банк УК в соответствии с главой 8 Инструкции N 181-И;
- документ, подтверждающий исполнение нерезидентом обязательств по договору полной уступки требования нерезиденту способом, отличным от расчетов;
- договор полной уступки требования нерезиденту.
При исполнении обязательств перед нерезидентом по договору N 2 путем зачета встречных требований российская организация должна подать заявление о снятии контракта с учета с предоставлением подтверждающих документов (п. 6.1.5 Инструкции N 181-И - снятие контракта с учета при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в п. 6.1.2 Инструкции N 181-И, основаниям, предусмотренным законодательством РФ).

Налоговый учет

Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (п. 1 ст. 384 ГК РФ).
Согласие должника на переход к другому лицу прав кредитора не требуется, если только иное не было установлено договором поставки N 1 (исходя из п. 2 ст. 382 ГК РФ).
Уступка права требования рассматривается и в гражданском (п. 1 ст. 382 ГК РФ), и в налоговом (ст. 279 НК РФ) законодательстве как самостоятельная операция.

НДС

Передача прав требования (имущественных прав) признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-11/58).
В рассматриваемом случае местом осуществления данной операции (передача прав требования по договору поставки) признается территория РФ (место реализации операций по передаче иных прав, не относящихся к правам на результаты интеллектуальной деятельности, определяется на основании подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ как место нахождения лица, передающего данные права (письма Минфина России от 20.10.2021 N 03-07-08/84834, от 02.03.2021 N 03-07-08/14531)). Поэтому применяются общие нормы главы 21 НК РФ.
При передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 155 НК РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ).
Так, налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (абзац 2 п. 1 ст. 155 НК РФ).
Таким образом, если сумма дохода, полученная первоначальным кредитором при уступке права требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю. Стоит заметить, что, по мнению Минфина России, тот факт, что налоговая база признается равной нулю, не освобождает налогоплательщика от обязанности по составлению счета-фактуры и его регистрации в книге продаж (письмо Минфина России от 05.11.2019 N 03-07-11/84894). Дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Как первоначальному кредитору оформить и выставить счет-фактуру при уступке права требования.
В рассматриваемой ситуации уступаемый долг вытекает из договора реализации товаров. При этом налоговая база равна 0 (т.к. исходя из описания ситуации цена договора цессии будет ниже или равна стоимости уступаемого права) (письмо Минфина России от 02.03.2021 N 03-07-08/14531).
Новый кредитор при этом не осуществляет на территории РФ каких-либо операций - объектов налогообложения НДС, соответственно, российская организация не несет обязанностей налогового агента (в т.ч. при погашении обязательств нерезидента по договору поставки товаров N 2 путем взаимозачета).

Налог на прибыль

Выручка от реализации имущественного права (что собой представляет уступка права требования долга) образует доход российской организации (цедента), учитываемый при налогообложении прибыли при методе начисления на дату подписания сторонами акта уступки права требования (п. 1 ст. 41, ст. 249, п. 5 ст. 271 НК РФ).
Налоговая база при этом определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ (последний абзац подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ), положения пункта 1 и 2 которой относятся к уступке права требования долга по оплате за реализованные товары (работы, услуги).
При уступке налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.
При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования (п. 5 ст. 271 НК РФ).
При этом порядок учета этого убытка зависит от срока платежа по договору, право требования по которому уступлено (пп. 1, 2 ст. 279 НК РФ, письма Минфина России от 11.02.2021 N 03-03-06/2/9139, от 11.02.2021 N 03-03-06/2/9159, от 03.11.2017 N 03-03-06/2/72581, от 16.12.2015 N 03-03-06/2/73851):
- если срок платежа по договору, право требования по которому было уступлено (договор N 1 с КазКо), наступил, то убыток включается во внереализационные расходы в соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ на дату уступки права требования;
- если срок платежа не наступил, то размер учитываемого убытка не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ. Либо, по выбору налогоплательщика (этот выбор должен быть закреплен в учетной политике), исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).
Зачет является одним из способов прекращения обязательств (ст. 410 ГК РФ) и по определению производится на одинаковую сумму у каждой из сторон. Поэтому операция зачета взаимных требований сама по себе не является объектом налогообложения НДС и не учитывается при исчислении налога на прибыль.
Поскольку доход иностранной компании ШвКо по договору поставки товаров N 2 не подлежит налогообложению на территории РФ (в силу п. 2 ст. 309 НК РФ), то выплата ей дохода в форме осуществления взаимозачета не приводит к необходимости исполнения российской организации обязательств налогового агента по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Антисанкционные меры 2022 (меры, направленные на стабилизацию российской экономики и поддержку граждан) // Валютное регулирование и другие специальные экономические меры;
- Основные ограничения на совершение сделок, финансовых операций, введенные после 22.02.2022 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Энциклопедия решений. Обеспечение исполнения (прекращения) финансовых обязательств по внешнеэкономическому договору (репатриация валюты);
- Энциклопедия решений. Снятие с учета внешнеэкономического контракта в уполномоченном банке;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав;
- Энциклопедия решений. Доходы от реализации имущественных прав в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Требование об обязательной продаже экспортерами части валютной выручки отменено (смотрите выписку из протокола заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61). Решение, вступившее в силу 10.06.2022, касается как сырьевого, так и несырьевого экспорта и относится к экспортным контрактам в любой иностранной валюте (информация Минфина России от 10.06.2022).
С 21 июня 2022 года обязанность экспортеров осуществлять обязательную продажу валютной выручки, зачисленную на счета в иностранных банках в размере и порядке, установленном Указом N 79, сохраняется только в случае, если внешнеторговым контрактом предусмотрена передача резидентами нерезидентам определенных товаров, перечисленных в п. 3 Протокола от 21.06.2022 N 64/4.
*(2) Смотрите Федеральный закон от 14.07.2022 N 353-ФЗ, который в т.ч. вносит изменения в ст. 19 Закона N 173-ФЗ (о репатриации), которая, в частности, дополняется с 13.10.2022 новыми основаниями (п. 14 части 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ), по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ:
- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрены передача нерезидентам товаров, выполнение для них работ, передача им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
- или при замене обязательства нерезидента перед резидентом новым обязательством в целях исполнения резидентом обязанности по получению от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), включенных в перечень разрешенных случаев проведения таких зачетов или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с ЦБ РФ, за исключением случаев, по которым в Законе уже предусмотрена такая возможность (смотрите проект постановления Правительства РФ "Об утверждении перечня случаев проведения зачетов встречных требований..." (подготовлен Минфином России 05.08.2022).
Отметим, что с 2020 года требования о репатриации, предусмотренные ст. 19 Закона N 173-ФЗ, поэтапно отменялись.
Так, с 01.01.2020 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ была установлена отмена требования о репатриации в отношении всей суммы заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора (контракта), предусматривающего экспорт несырьевых товаров, сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.
А с 01.07.2021 ст. 19 Закона N 173-ФЗ дополнена ч. 8, согласно которой отменено требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, установленное п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, в частности, при несырьевом экспорте за переданные нерезидентам товары:
"Требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302-0308, 0511 91 909 0, 2501 00-2522, 2524-2530, 2601-2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712-2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401-4403, 4407, 7101-7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000-7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0, а также за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, и нерезидентами".
Таким образом, до февраля 2022 года требования о репатриации продолжали действовать в полном объеме для:
1) авансов, уплаченных резидентами нерезидентам по внешнеторговым контрактам (за неввезенные в срок товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, права) (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
2) внешнеторговых договоров в иностранной валюте по передаче нерезидентам определенных товаров, коды ТН ВЭД которых перечислены в ч. 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ;
3) договоров займа, по которым резидент предоставил нерезиденту денежные средства в рублях или иностранной валюте (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
4) внешнеторговых договоров резидентов, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями.
Невыполнение резидентом требований в отношении вышеуказанных требований о репатриации влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Указ Президента РФ от 05.07.2022 N 430 фактически отменил требование о репатриации, но при этом вступал в противоречие со ст. 19 Закона N 173-ФЗ (например, в отношении возврата займов). Для устранения указанного противоречия статьей 4 Указа от 08.08.2022 N 529 установлены специальные переходные правила, действующие до внесения соответствующих изменений в Закон N 173-ФЗ.