Собственник торгового центра планирует разместить на здании торгового центра крышную конструкцию с указанием в качестве названия торгового центра коммерческого обозначения на иностранном языке. Является ли это нарушением закона? Нужно ли указывать рядом с коммерческим обозначением формулировку "торговый центр" или буквенное обозначение "ТЦ"?
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 1539 ГК РФ прямо предусмотрено, что правообладатель может использовать коммерческое обозначение любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания в рекламе. Закон не содержит запрета на использование коммерческого обозначения исключительно на иностранном языке (в частности, латинскими буквами). Не установлено на федеральном уровне и общего запрета на использование с целью идентификации тех или иных объектов буквенных обозначений, выполненных без использования кириллических символов. Наконец, не вытекает из гражданского законодательства (в том числе с учетом п. 177 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации") и необходимости включать в коммерческое обозначение указание на разновидность, функциональное назначение предприятия (например, гастроном, торговый центр, фабрика, бюро переводов и т.п.), для индивидуализации которого используется коммерческое обозначение.
Поэтому с точки зрения гражданского законодательства лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может любым не противоречащим закону способом использовать принадлежащее ему коммерческое обозначение. В частности, не противоречит гражданскому законодательству размещение коммерческого обозначения (в том числе выполненного латинскими буквами), используемого собственником торгового центра, на здании такого центра. Однако определенные ограничения, связанные с возможностью размещения подобных обозначений, могут вытекать из законодательства о рекламе, а также из правовых актов административного характера, принимаемых органами местного самоуправления, таких как правила благоустройства и т.п.
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон о рекламе). Пунктом 1 ч. 5 этой статьи предусмотрено, что в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. В соответствии с ч. 11 указанной статьи при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования законодательства о государственном языке РФ. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее также - Закон о государственном языке) обязательному использованию в рекламе подлежит государственный язык РФ. А в силу ч. 2 той же статьи в случаях использования в определенных сферах (в том числе в рекламе) наряду с государственным языком РФ иностранного языка тексты на русском языке и на иностранном языке, если иное не установлено законодательством РФ, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению. Приведенное правило не распространяется на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам (ч. 3 ст. 3 Закона о государственном языке). Коммерческие обозначения в этой норме не упомянуты. Поэтому при наличии оснований для квалификации указанной в вопросе конструкции в качестве рекламной размещение ее на здании может рассматриваться как нарушающее требования Закона о государственном языке и Закона о рекламе в части, касающейся использования в рекламе иностранных слов.
Следовательно, определяющее значение в рассматриваемой ситуации имеет, во-первых, то обстоятельство, может ли размещенное на торговом центре коммерческое обозначение, используемое как название торгового центра, быть квалифицировано как реклама, а во-вторых, не нарушает ли размещенная таким образом конструкция правила, установленные органом местного самоуправления.
Закон не устанавливает критериев, которые позволяли бы однозначно разрешать вопрос относительно того, в каких случаях использование коммерческого обозначения способами, подобными описанному в вопросе, должно признаваться рекламой, а в каких нет. В п. 7 письма от 27 декабря 2017 г. N АК/92163/17 ФАС России разъяснила, что при оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения. При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Крышная конструкция, размещающаяся на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра, не содержит рекламу и рекламной конструкцией не является, требования Федерального закона "О рекламе" на такую конструкцию не распространяются.
Приведенные разъяснения прямо указывают на то, что само по себе наименование торгового центра, размещенное на крыше такого центра, не должно квалифицироваться как реклама. В этом случае поскольку из Закона о государственном языке не вытекает обязательность использования русского языка в наименованиях торговых объектов, размещение указанной в вопросе конструкции, на наш взгляд, не должно рассматриваться как нарушение законодательства о рекламе и о государственном языке*(1). Однако однозначно исключить такую вероятность мы не можем. За период с 2017 года не сформирована единообразная правоприменительная практика, где бы правомерность использования подобных конструкций оценивалась на предмет их соответствия Закону о рекламе и Закону о государственном языке*(2). Примеров дел, где бы рассматривались ситуации, аналогичные описанной в вопросе, мы не обнаружили. Возможно, будет интересно постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2020 г. N 10АП-5723/20 по делу N А41-90281/2019, в котором суд посчитал, что даже отдельно стоящая буквенная конструкция с обозначением названия торгового центра не отвечает признакам рекламы.
Второй существенный момент, о котором нельзя не упомянуть при ответе на данный вопрос, связан с административным регулированием порядка размещения рекламных и информационных конструкций на территориях отдельных субъектов РФ и муниципальных образований. Анализ правовых актов показывает, что в ряде случаев могут устанавливаться ограничения на размещение надписей, выполненных не на русском языке. Так, например, в п. 4.5.3.2 Приложения 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 г. N 405 указано, что допускается использование в текстах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения товарных знаков и знаков обслуживания в оригинальном написании (на иностранном языке) при условии их регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации, при наличии у рекламораспространителя или владельца объекта наружной рекламы и информации исключительного права на использование товарного знака или знака обслуживания, а также коммерческого обозначения. Вместе с тем в п. 4.5.2 этого же документа указано, что не допускается размещение на вывеске, не содержащей сведений рекламного характера, в частности, коммерческих обозначений*(3).
Запрет на использование коммерческих обозначений, состоящих исключительно из слов на иностранном языке, может быть предусмотрен Правилами благоустройства, действующими в муниципальном образовании (смотрите, например, п. 9 Правил благоустройства территорий муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение", утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Майкопского района Республики Адыгея от 1 февраля 2019 г. N 59, смотрите также решение Совета народных депутатов муниципального образования "Абадзехское сельское поселение" Майкопского района Республики Адыгея от 27 октября 2017 г. N 7 "Об утверждении Правил благоустройства территорий муниципального образования "Абадзехское сельское поселение"). Вопрос о допустимости установки "крышных" конструкций информационного характера на иностранном языке решается по-разному в разных публично-правовых образованиях (смотрите также, например, п. 25 постановления правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", п. 22.3.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, утвержденных решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 25 мая 2012 г. N 45). Здесь же отметим, что, на наш взгляд, необходимость дополнения коммерческого обозначения при его размещении на здании указанием на функциональное назначение здания может вытекать из правового акта, действующего в муниципальном образовании.
Несоответствие крышной конструкции требованиям, установленным актами органа местного самоуправления, может повлечь для владельца такой конструкции неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (смотрите, например, ст. 8.6.1 закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"). Сами же конструкции при определенных условиях могут быть демонтированы по решению уполномоченного органа местного самоуправления (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2020 г. N 02АП-2281/20 по делу N А82-18157/2019).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
27 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ряде муниципальных образований можно обнаружить правовые акты, где зафиксировано, что Крышная конструкция в виде названия торгового центра рекламной конструкцией не является (смотрите, например, п. 11.4.2 Концепции размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск, утвержденной решением Совета депутатов городского округа Саранск от 30 августа 2013 г. N 239).
*(2) Косвенно вероятность привлечения к ответственности в связи с квалификацией крышной конструкции в качестве рекламной подтверждается в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2017 г. N 09АП-41733/17.
*(3) По существу аналогичные правила установлены во многих муниципальных образованиях Республики Крым (смотрите, например, решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 29 декабря 2014 г. N 157 "Об утверждении Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (11-я сессия I созыв)).