Российская компания произвела уплату аванса иностранному контрагенту на сумму один миллион евро. Товар не ввезен и не будет ввезен из-за санкций. К какой ответственности могут привлечь компанию?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если будет установлено, что нарушение требований валютного законодательства допущено вследствие санкций, введенных недружественными иностранными государствами, то действиям участника внешнеэкономической деятельности будет дана соответствующая оценка и при отсутствии вины привлечение к административной ответственности будет исключено.
Обоснование позиции:
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары (п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Соответственно, в случае непоставки товара в счет уплаченного аванса покупатель должен обеспечить возврат уплаченных поставщику денежных средств в срок, предусмотренный валютным контрактом.
Невыполнение резидентом установленной п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ обязанности влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Субъективная сторона указанного правонарушения выражается в непринятии всех необходимых и своевременных мер, направленных на исполнение требований валютного законодательства РФ (решение АС Краснодарского края от 17.06.2020 по делу N А32-37020/2019).
Как правило в вину резиденту вменяется бездействие (не направление претензий до окончания срока контракта, не выяснение деловой репутации контрагента и т.п.).
Действующее законодательство не определяет, какие меры являются достаточными для обеспечения исполнения внешнеторговых контрактов (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.08.2019 N Ф08-5468/19, Третьего ААС от 09.10.2018 N 03АП-4919/18).
Такими мерами в период исполнения контракта, по мнению судей, могут быть, в частности:
- переписка с иностранной компанией по факту нарушения обязательств по контракту (постановление Пятнадцатого ААС от 23.01.2020 N 15АП-22624/19);
- внесение в контракт изменений в части иного срока исполнения договора путем заключения дополнительных соглашений, продлевающих сроки поставки товара, при условии их заключения до наступления сроков возврата денежных средств (окончания действия договора либо даты завершения исполнения всех обязательств) (постановления АС Северо-Кавказского округа от 02.03.2022 N Ф08-11536/21, Пятого ААС от 13.07.2019 N 05АП-3775/19, АС Московского округа от 14.06.2019 N Ф05-7720/19, Девятого ААС от 13.05.2019 N 09АП-12500/19, решение АС Краснодарского края от 17.06.2020 по делу N А32-37020/2019). Как показывает арбитражная практика, суд действительно может расценить отсутствие такого допсоглашения как непринятие мер для возврата денежных средств и привлечь к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (решение АС Костромской области от 18.06.2014 по делу N А31-4124/2014);
- действия по взысканию образовавшейся задолженности путем включения в реестр банкрота, если контрагент признан банкротом (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2022 г. N 09АП-18095/22 по делу N А40-199903/2021).
2. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для ее выполнения, то есть обстоятельств, независящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Напомним, что на основании Закона РФ от 07.07.1993 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденным постановлением Правления ТПП РФ N 173-14 от 23.12.2015, ТПП России вправе свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) также в следующих случаях:
- введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, осуществления валютных операций, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств по внешнеторговым сделкам;
- когда документально подтверждено, что на территории иностранного государства компетентный орган, подтверждающий событие, препятствующее российскому хозяйствующему субъекту выполнить обязательство по внешнеторговой сделке, или осуществляющий функцию по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), прекратил свою деятельность.
Информацию о порядке получения в ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора смотрите на официальном сайте по адресу: https://uslugi.tpprf.ru/ru/services/32772/.
3. Решения о привлечении лиц к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ вправе принимать ФНС России или таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля.
Обращаем внимание, что п. 9 Примечаний к ст. 15.25 КоАП РФ установлена отсрочка привлечения к административной ответственности по чч. 4-4.3, 5, 5.2, 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ. То есть привлечению к ответственности за неисполнение обязанности по репатриации денежных средств подлежат только те лица, которые не исполнили ее в течение 45 дней после установленного внешнеторговым договором (контрактом) срока (ожидаемого срока, указанного в ведомости банковского контроля по контракту). Применение к виновным лицам такой административной ответственности возможно только по истечении 45 дней со дня окончания установленного срока исполнения обязанности по репатриации денежных средств. (подп. 3.3 п. 3 письма ФНС России от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@).
4. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 977 "О мерах валютного контроля в условиях внешнего санкционного давления" приостанавлены проверки соблюдения валютного законодательства налоговыми органами в части нарушений, предусмотренных Федеральным законом "О валютном регулировании и контроле". Вместе с тем ФНС России в рамках своей компетенции контролирует соблюдение валютных ограничений, предусмотренных вновь принятыми указами Президента Российской Федерации. При этом налоговые органы могут принимать во внимание фактические обстоятельства, связанные с деятельностью в режиме действующих санкций, в качестве смягчающих или исключающих ответственность за такие нарушения (смотрите информацию Федеральной налоговой службы от 31 мая 2022 г. "Введен мораторий на проверки соблюдения валютного законодательства").
5. Согласно информации ФТС (https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/valyutnyj-kontrol-/o-voprosax-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti-rossijskix-licz-za-narusheniya-valyutnogo-zakonodatel-stva-v-usloviyax-nedruzhestvennyx-dejstvij-soedinennyx-shtatov-ameriki-i-primknuvshix-k-nim-inostrannyx-gosudarstv-i-mezhdunarodnyx-organizaczij?ysclid=l45eayv372778441611): В соответствии с КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1).
Резидент вправе представить любые доказательства, свидетельствующие об отсутствии в его действиях вины, в том числе доказательства принятия им всех мер по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации в условиях введения иностранными государствами санкционных мер в отношении российских граждан и компаний.
Так, резидент вправе представить в таможенный орган доказательства о невозможности исполнения обязательств по внешнеторговому контракту, использования альтернативного способа исполнения встречных обязательств по такому контракту*(1), зачисления денежных средств на счета, открытые в банке, отличном от уполномоченного банка, принявшего на учет или обслуживание контракт, и в отношении которого введены антироссийские санкции*(2).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об АП являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события АП, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидент признается исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, если в отношении конкретного резидента иностранным государством, государственным объединением введены меры ограничительного характера и такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный ФНС России, согласованный с Минфином России и Банком России (часть 4.2 статьи 19).
Таким образом, при привлечении резидента к ответственности обязательно дается оценка наличию его вины, в том числе с учетом сложившейся экономической ситуации.
То есть если будет установлено, что нарушение требований валютного законодательства допущено вследствие санкций, введенных недружественными иностранными государствами, то действиям участника внешнеэкономической деятельности будет дана соответствующая оценка и при отсутствии вины привлечение к административной ответственности будет исключено.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Есть ли на настоящий момент разъяснения Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) относительно того, являются ли санкции недружественных государств форс-мажором? Установлены ли на настоящий момент ЦБ РФ лимиты сумм проводимых операций резидентов с нерезидентами из недружественных стран и порядок выдачи ЦБ РФ разрешений на запрещенные операции с нерезидентами? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, март 2022 г.)
- информация ФНС от 10.03.2022 "ФНС России приостановила проверки соблюдения валютного законодательства";
- Валютное регулирование. Антисанкционные меры 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Ответ прошел контроль качества
8 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, осуществление бартерных сделок, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
*(2) Порядок применения норм валютного законодательства о способах зачисления денежных средств на счета, открытые в банке, отличном от уполномоченного банка, принявшего на учет или на обслуживание контракт, в отношении которого введены антироссийские санкции, без перевода контракта на учет в данный банк разъяснен Банком России (письмо Банка России от 28 февраля 2022 г. N 019-12-4/1210 "О порядке применения норм валютного законодательства" и официальное разъяснение Банка России от 4 апреля 2022 г. N 3-ОР "О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами").