Правомерно ли требовать заключать договор аренды земельного участка, фактически используемого сетевой организацией для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП)?
На основании подп. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с нормами ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В письме Минэкономразвития от 11.10.2016 N Д23и-4847 указано, что, по мнению Департамента недвижимости, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.
Суды же решают вопрос о квалификации того или иного имущества в качестве движимого или недвижимого с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом также обращается внимание на такие понятия, как "неделимые вещи" (ст. 133 ГК РФ) и "единый недвижимый комплекс" (ст. 133.1 ГК РФ).
В постановлении от 23.08.2011 N Ф06-6780/11 ФАС Поволжского округа исходил из того, что воздушные линии электропередач являются объектами недвижимого имущества в силу ст. 130 ГК РФ, сославшись также на ст. 89 Земельного кодекса РФ и Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486.
В постановлении Семнадцатого ААС от 07.06.2019 N 17АП-5914/19 суды, учитывая выводы постановления Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 9626/08, ссылаясь на абзац 10 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пришли к выводу, что линия электропередачи может являться объектом недвижимости только при совокупности всех перечисленных в названных нормах признаков, требующей также в обязательном порядке и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок под опорами.
Из постановления АС Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15755/16 также следует, что единый линейный объект является недвижимостью. При этом опоры линий электропередачи не являются самостоятельными вещами и представляют собой составные части единого линейного объекта.
В постановлении Второго ААС от 21.12.2018 N 02АП-9078/18 судьи пришли к выводу, что объекты, относящиеся к оборудованию тепловой электростанции, в том числе сети наружного освещения, не являются движимыми вещами. Хотя они и могут быть демонтированы без ущерба для отдельного объекта имущества, по своему функциональному назначению эти объекты используются только в составе тепловой электростанции как единого недвижимого комплекса.
В постановлении ФАС Центрального округа от 24.01.2012 N Ф10-5333/11 указано, что линии электропередачи могут считаться объектами недвижимости, но в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередач и т.п., составляющими единый функциональный комплекс. Такие составные части указанных сооружений, как линии электропередачи, по сути, представляют собой электрические кабели, проложенные по воздуху и в земле, которые сами по себе не могут считаться объектами недвижимости. Таким образом, суд нашел основания считать, что истец является собственником движимого имущества - спорных линий электропередачи.
В то же время в постановлении Пятого ААС от 06.04.2015 N 05АП-1782/15 судом установлено, что высоковольтные линии электропередач ВЛ 6,3 кВ и 0,4 кВ, проложенные по деревянным опорам, не являются объектами недвижимости, так как не имеют неразрывной связи с землей. Здесь же указано, что, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные по ним доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорный объект не отвечает признакам, указанным в ч. 1 ст. 130 ГК РФ, и не обладает характеристиками самостоятельного объекта недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации. При этом факт государственной регистрации права собственности на спорный объект сам по себе не является бесспорным доказательством отнесения названного имущества к недвижимому объекту.
В определении СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.11.2015 по делу N 33-10545/2015 коллегия пришла к выводу, что высоковольтные ЛЭП В Л 0,4/6/10 кВ на деревянных и железобетонных опорах, кабельные линии КЛ-0.4-35кВ не являются объектами недвижимости, так как не имеют неразрывной связи с землей и их перемещение не приводит к несоразмерному ущербу их назначения.
В постановлении от 05.10.2004 N А65-14/2004-СА2-38 ФАС Поволжского округа, сославшись на мнение профильной организации, указал, что линии электропередачи (ВЛ 0,4-1, 6-10 кВ) относятся к категории движимого имущества.
Таким образом, окончательное решение об отнесении того или иного объекта к объектам недвижимости может быть принято только судом, с учетом всех обстоятельств дела.
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает характеристики объектов. Смотрите: постановление АС Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15755/16, постановления Пятнадцатого ААС от 11.11.2019 N 15АП-17888/19, Шестнадцатого ААС от 06.09.2019 N 16АП-2238/19, Двадцатого ААС от 25.02.2019 N 20АП-334/19, Девятого ААС от 26.12.2017 N 09АП-61554/17 и др.
Если рассматриваемые линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, оформление правоустанавливающих документов для их собственника является обязательным.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенного положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено в п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом следует обратить внимание, что п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ запрещает иной способ размещения линейного объекта, кроме сервитута, публичного сервитута для тех случаев, когда сервитут является подходящим правом для размещения линейного сооружения. В то же время это не исключает возможности продолжения исполнения договоров аренды земельных участков, ранее предоставленных для размещения таких объектов. В этой связи смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 30 декабря 2019 г. N Д23и-45772 "О размещении линейных объектов".
В этой связи обращаем внимание на следующее.
1. Пунктом 1 ст. 39.37 ЗК РФ определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
2. В соответствии п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ одним из оснований для заключения соглашения об установлении сервитута является размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
3. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с п. 5 которого предусмотрена возможность размещения на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Таким образом, в настоящее время земельные участки под ЛЭП (по общим правилам) могут использоваться на основании:
- сервитута (путем заключения соглашения об установлении сервитута) (смотрите ст. 23 ЗК РФ);
- публичного сервитута (путем принятия решения об установлении публичного сервитута) (смотрите главу V.7 ЗК РФ);
- главы V.6 ЗК РФ (путем принятия решения об использовании земель или земельного участка без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута).
Выбор основания возникновения права пользования земельным участком зависит как от класса ЛЭП и круга лиц, использующих данную ЛЭП, так и от статуса собственника данного сооружения.
При этом, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абзац первый п. 1 ст. 445 ГК РФ).
В этой связи применение п. 8 ст. 39.20 ЗК РФ представляется нам сомнительным, поскольку прямой обязанности для собственника линейного сооружения заключить договор аренды из вышеприведенных норм права не вытекает. В этой связи смотрите: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2022 г. N Ф09-10206/21 по делу N А60-14071/2021. Иных оснований для понуждения заключения договоров ЗК РФ не содержит.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренных законом обязанностей по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Таким образом, не исключаем возможности проведения проверки на предмет выявления нарушений земельного законодательства и выдачи соответствующих предписаний. В этой связи смотрите: постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 г. N 16АП-3051/20 по делу N А20-4311/2019.
Также, по нашему мнению, администрация не лишина возможности обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, поскольку отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок не может служить основанием для освобождения от внесения платы за землепользование. В этой связи смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 16 октября 2019 г. по делу N 33-6755/2019; Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2019 г. по делу N 33-16320/2019 ...Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от платы за пользование земельным участком...
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В этой связи смотрите решение Арбитражного суда Камчатского края от 2 сентября 2019 г. по делу N А24-4067/2019; решение Арбитражного суда Камчатского края от 31 июля 2019 г. по делу N А24-4069/2019; постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2020 г. N 11АП-3898/20 по делу N А65-33541/2019.
В заключение отметим, что в соответствии с п. 6 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июня 2015 г. N 271-ПП, размещение объектов, предусмотренных п. 5 Постановления N 1300, также осуществляется за плату.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
19 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.