Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Казенное учреждение устанавливает остановочные комплексы на автобусных остановках. Контракт на установку комплексов еще не завершен. На некоторых комплексах учреждение разрешило без договора разместить плакаты местного интернет-провайдера с поздравлением с 8 Марта. На одном из плакатов в центре внимания находится товарный знак провайдера, товарный знак расположен вверху плаката и нанесен крупным шрифтом, а также внизу на однотонном контрастном фоне, занимающем почти 2/3 площади плаката. На втором плакате изображена семья: мама, папа и ребенок, внизу приведено название интернет-провайдера, а также размещено слово "летает". Соответствуют ли плакаты признакам рекламы? Какая административная ответственность предусмотрена за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения?

Казенное учреждение устанавливает остановочные комплексы на автобусных остановках. Контракт на установку комплексов еще не завершен. На некоторых комплексах учреждение разрешило без договора разместить плакаты местного интернет-провайдера с поздравлением с 8 Марта. На одном из плакатов в центре внимания находится товарный знак провайдера, товарный знак расположен вверху плаката и нанесен крупным шрифтом, а также внизу на однотонном контрастном фоне, занимающем почти 2/3 площади плаката. На втором плакате изображена семья: мама, папа и ребенок, внизу приведено название интернет-провайдера, а также размещено слово "летает". Соответствуют ли плакаты признакам рекламы? Какая административная ответственность предусмотрена за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласно представленному в вопросе описанию плакаты, размещенные в специальных модулях на остановочных пунктах, соответствуют признакам рекламы. Распространение рекламы с использованием подобных рекламных конструкций может осуществляться владельцем рекламной конструкции по договору с собственником земельного участка. При этом установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются лишь при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления.

Обоснование позиции:
Легальное определение понятия реклама сформулировано максимально абстрактно. Так, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц*(1) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может выступать не только товар (работа, услуга), но и, в частности, сам изготовитель или продавец товара, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара (пп. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; далее - Закон N 38-ФЗ).
Таким образом, рекламой может быть признано обращение к потребителю в любой форме, если оно служит привлечению внимания к объекту рекламирования (например, наименованию хозяйствующего субъекта или его товарному знаку). Исключение составляют случаи, когда информация размещается в силу закона или обычая делового оборота (к примеру, информационная вывеска с наименованием организации, режима работы и т.п.) либо представляет собой информацию для потребителей, размещенную непосредственно в месте реализации товара (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).
В рассматриваемой ситуации на одном из плакатов в центре внимания находится товарный знак провайдера и характеристики качества оказываемых им услуг, поскольку товарный знак расположен вверху плаката и нанесен крупным шрифтом, а также внизу на однотонном контрастном фоне, занимающем почти 2/3 площади плаката. Изображение семьи на плакате также отсылает к объекту рекламирования, по существу иллюстрируя размещенное на плакате слово "летает" как распространенную у обывателей сленговую характеристику скорости интернет-связи.
На наш взгляд, такое изображение отвечает признакам рекламы. То же относится и ко второму плакату, несмотря на то, что единственным элементом, направленным на привлечение внимания к объекту рекламирования, является словесный товарный знак, расположенный под нейтральным изображением.
Согласно предоставленной информации плакаты размещены на стендах, располагаемых на остановочных пунктах. Представляется очевидным, что данная ситуация не подпадает под озвученные выше исключения, при которых информация не признается рекламой.
Распространение наружной рекламы с использованием подобных рекламных конструкций может осуществляться владельцем рекламной конструкции по договору с собственником земельного участка. При этом установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются лишь при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (чч. 1, 5 и 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Данные правила применимы и в случае размещения рекламных конструкций на остановочных пунктах общественного транспорта (смотрите, к примеру, решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2022 по делу N А05-10748/2021, решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2016 по делу N А68-139/2016, постановление Кораблинского районного суда Рязанской области от 03.04.2018 по делу N 5-35/2018).
Ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ. Однако вопрос о том, может ли учреждение как подрядчик, фактически разместивший рекламу на не принадлежащем ему объекте, выступать субъектом указанного правонарушения, не находиться в нашей компетенции. Тем не менее на практике можно обнаружить пример, когда к ответственности по упомянутой статье привлекался рекламораспространитель (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2016 по делу N А72-4026/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).