Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Пока действовали ограничительные меры в связи с распространением коронавируса в Пермском крае, в вузе применялось дистанционное обучение. Но ограничительные меры были сняты, и вуз перешел на обычное обучение. Студентка с инвалидностью 1 группы, обучающаяся на заочной форме обучения, обратилась с просьбой предоставить возможность обучаться только дистанционно. Может ли вуз предоставить такую возможность студентке?

Пока действовали ограничительные меры в связи с распространением коронавируса в Пермском крае, в вузе применялось дистанционное обучение. Но ограничительные меры были сняты, и вуз перешел на обычное обучение. Студентка с инвалидностью 1 группы, обучающаяся на заочной форме обучения, обратилась с просьбой предоставить возможность обучаться только дистанционно. Может ли вуз предоставить такую возможность студентке?

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) в Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очно, заочно, очно-заочно);
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность в образовательной организации может быть организована в том числе с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, то есть дистанционно.
При этом при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности будет являться место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (ч. 4 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, дистанционное обучение по своей сути является одним из способов организации образовательной деятельности при получении образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе и по заочной форме обучения.
В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 34 Закона N 273-ФЗ обучающийся имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья, а также на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
То есть формально любой обучающийся как очно, так и заочно вправе обратиться к руководству образовательной организации с заявлением о возможности освоения образовательной программы, например, с использованием дистанционных технологий.
Действующее законодательство об образовании наделяет образовательную организацию (ее руководителя) правом самостоятельно принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции, в том числе по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона N 273-ФЗ).
Иными словами, образовательная организация может самостоятельно решать, будет ли она применять дистанционные технологии для организации обучения, и если будет, то какой вариант дистанционных образовательных технологий (онлайн-ресурсы, сервисы и платформы) использовать в этом случае.
Соответственно, по нашему мнению, вопрос об использовании дистанционных технологий при реализации образовательных программ (части образовательных программ), в том числе для конкретного обучающегося, решается непосредственно образовательной организацией (ее руководителем). Полагаем, что при решении вопроса следует учитывать не только возможности образовательной организации в части обеспечения бесперебойного и качественного оказания услуги дистанционного обучения, но и наличие у обучающегося соответствующего программно-аппаратного обеспечения, достаточного для реализации образовательного процесса. Поскольку инициатива по предоставлению образовательных услуг дистанционно в рассматриваемом случае исходит от обучающегося, считаем, именно на него должна быть возложена обязанность по техническому самообеспечению.
Отдельно отметим:
Не каждая образовательная программа может быть реализована с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Этот момент организациям, осуществляющим образовательную деятельность, следует учитывать при принятии решения о возможности реализации тех или иных образовательных программ дистанционным способом.
Обращаем внимание на то, что изложенная позиция является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с мнением иных специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Ответ прошел контроль качества

25 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.