Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В соответствии с областным законом Архангельской области от 23.06.2006 N 196-11-ОЗ в собственность сельского поселения муниципального района были переданы автомобильные дороги. В дальнейшем выявлялись дороги (участки дорог), которые не были переданы от муниципального района, и в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (редакция от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором говорится о том, что не может быть бесхозяйных дорог, администрация сельского поселения выносила на рассмотрение сессий совета депутатов проект решения о включении в состав имущества поселения автомобильных дорог. Далее указанные дороги ставились на баланс и в реестр муниципального имущества. Как зарегистрировать право собственности на дороги, поставленные на учет по решению совета депутатов? Каков порядок регистрации автомобильных дорог? Можно ли подтвердить право на дороги решением совета депутатов?

В соответствии с областным законом Архангельской области от 23.06.2006 N 196-11-ОЗ в собственность сельского поселения муниципального района были переданы автомобильные дороги. В дальнейшем выявлялись дороги (участки дорог), которые не были переданы от муниципального района, и в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (редакция от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором говорится о том, что не может быть бесхозяйных дорог, администрация сельского поселения выносила на рассмотрение сессий совета депутатов проект решения о включении в состав имущества поселения автомобильных дорог. Далее указанные дороги ставились на баланс и в реестр муниципального имущества. Как зарегистрировать право собственности на дороги, поставленные на учет по решению совета депутатов? Каков порядок регистрации автомобильных дорог? Можно ли подтвердить право на дороги решением совета депутатов?

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ определено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу абзаца первого п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта - по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй того же пункта).
Как определено ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Часть 6 ст. 6 Закона N 257-ФЗ предусматривает, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6 Закона N 257-ФЗ).
В некоторых судебных актах отмечается, что положения ст. 6 Закона N 257-ФЗ устанавливают презумпцию собственности муниципального образования на автомобильные дороги определенного типа (апелляционное определение ВС Чувашской Республики - Чувашии от 17.10.2018 по делу N 33-4771/2018).
Однако следует заметить, что Закон N 257-ФЗ не регулирует отношения, связанные с прекращением права собственности на автомобильные дороги (за исключением передачи этого имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого такого образования в соответствующих случаях), и не указывает на то, что автомобильные дороги не могут являться бесхозяйным имуществом.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
ГК РФ не содержит положений, в принципе исключающих возможность признания автомобильных дорог бесхозяйным имуществом и, в частности, не ограничивает возможность отказа от права собственности на такое имущество.
Поэтому, с нашей точки зрения, автомобильная дорога может признаваться бесхозяйным имуществом. Если упомянутые в вопросе дороги (участки дорог) не имеют собственника либо в отношении них собственником был заявлен отказ от права собственности, то, по нашему мнению, они могут быть квалифицированы в качестве бесхозяйных, что влечет за собой указанные в законе правовые последствия.
В связи с этим считаем необходимым заметить, что закон не устанавливает специальный порядок приобретения в муниципальную собственность бесхозяйных автомобильных дорог и не содержит норм, указывающих на то, что основанием для возникновения права муниципальной собственности на такое имущество является акт органа местного самоуправления.
Следовательно, поскольку упомянутые автомобильные дороги являются недвижимостью, они принимаются на учет органом Росреестра по заявлению органа местного самоуправления и впоследствии могут быть обращены в муниципальную собственность по решению суда.
Эти выводы подтверждаются судебной практикой (смотрите постановления Двадцатого ААС от 20.12.2021 N 20АП-6795/21, Десятого ААС от 21.09.2015 N 10АП-13655/14, кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.2021 по делу N 8а-22827/2021[88а-26111/2021], кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 по делу N 8а-3515/2021[88а-4597/2021], кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 по делу N 8а-11579/2020[88а-11607/2020], апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 05.11.2013 по делу N 33-4238-2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 17.07.2013).
Таким образом, в рассматриваемом случае администрации сельского поселения следует обратиться в орган Росреестра с заявлением о принятии автомобильных дорог на учет, приложив к нему необходимые документы (п. 30 Правил представления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13 3, 15, 15.1, 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, пп. 2, 3, 5, 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931).
В последующем право собственности поселения на автомобильные дороги может быть зарегистрировано органом Росреестра на основании вступившего в законную силу решения суда о признании муниципальной собственности на это имущество, принятого по требованию органа, уполномоченного управлять имуществом поселения (смотрите также п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Подчеркнем, что изложенные выводы являются нашим экспертным мнением, которое основано на информации, содержащейся в вопросе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.