Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Если получатель социальных услуг (Самарская область) является инвалидом и имеет ребенка-инвалида, может ли поставщик социальных услуг заключить с получателем социальных услуг договор о предоставлении социальных услуг на дому (социально-бытовые услуги) и с этим же получателем услуг заключить второй договор о предоставлении социальных услуг на дому (указав только одну услугу - кратковременный присмотр за детьми), учитывая, что формы договоров разные, в первом договоре данная услуга не будет указана?

Если получатель социальных услуг (Самарская область) является инвалидом и имеет ребенка-инвалида, может ли поставщик социальных услуг заключить с получателем социальных услуг договор о предоставлении социальных услуг на дому (социально-бытовые услуги) и с этим же получателем услуг заключить второй договор о предоставлении социальных услуг на дому (указав только одну услугу - кратковременный присмотр за детьми), учитывая, что формы договоров разные, в первом договоре данная услуга не будет указана?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, между поставщиком и получателем социальной услуги должен заключаться один договор, конкретные виды социальных услуг указываются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, которая является неотъемлемой частью договора.

Обоснование позиции:
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг (далее - договор). Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 442-ФЗ существенными условиями договора являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В силу п. 3 ст. 10 Закона N 442-ФЗ получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора, заключенного с поставщиком социальных услуг.
Поставщики социальных услуг согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 442-ФЗ имеют право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг. Согласно ч. 5 ст. 32 Закона N 442-ФЗ плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором, предусмотренным ст. 17 Закона N 442-ФЗ.
Как видно из перечисленных выше норм, в Законе N 442-ФЗ договор о предоставлении социальных услуг, заключаемый с получателем социальных услуг, упоминается в единственном числе, во множественном числе договор упоминается лишь в случае, когда идет речь о договорах, заключенных не с одним получателем социальных услуг, а с получателями социальных услуг.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 N 939н утвержден Примерный порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - Примерный порядок).
Согласно п. 5 Примерный порядок включает в себя, в частности, следующие действия: составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа, ИППСУ) (подп. 5 п. 5 Примерного порядка), заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (подп. 6 п. 5 Примерного порядка), предоставление получателю социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с заключенным договором (подп. 7 п. 5 Примерного порядка).
В силу п. 11 Примерного порядка социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и на основании договора. При заключении договора получатели социальных услуг должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг (п. 12 Примерного порядка).
В соответствии с п. 30 Примерного порядка условия предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому устанавливаются в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 27 Закона N 442-ФЗ, с учетом условий, установленных получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре. Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в соответствии с договором (п. 41 Примерного порядка).
То есть в Примерном порядке также идет речь о заключении с получателем социальных услуг договора, а не договоров.
Порядок предоставления социальных услуг населению на дому поставщиками социальных услуг в Самарской области утвержден постановлением правительства Самарской области от 30.12.2014 N 863 (далее - Порядок). Согласно п. 2.1 Порядка основанием для предоставления социального обслуживания на дому является обращение гражданина к поставщику социальных услуг за получением социального обслуживания на дому с ИППСУ, разработанной территориальной комиссией, созданной при органе исполнительной власти Самарской области, уполномоченном в сфере социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому предоставляется получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ на основании договора, заключенного с получателями социальных услуг или их законными представителями в течение суток с даты представления ИППСУ поставщику социальных услуг. Согласно п. 1 раздела 4.9 Порядка поставщик социальных услуг обеспечивает получателю социальных услуг условия для заключения договора в соответствии с действующим законодательством, потребностями и особенностями его жизненной ситуации. Оформление договора может осуществляться как в помещении поставщика социальных услуг, так и на дому у получателя социальных услуг (п. 2 раздела 4.9 Порядка). В соответствии с п. 3 раздела 4.9 Порядка на основании ИППСУ (последней по дате утверждения) с получателем социальных услуг заключается договор, неотъемлемой частью которого является перечень согласованных социальных услуг с указанием наименований социальных услуг, объема, условий, периодичности их предоставления, а также правила предоставления социальных услуг на дому. При заключении договора получатели социальных услуг должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг на дому, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг. В силу п. 6 раздела 4.9 Порядка перечень согласованных социальных услуг должен быть согласован с получателем социальных услуг, что подтверждается его подписью в приложении к договору. Поставщиком социальных услуг должны соблюдаться сроки заключения договора (п. 7 раздела 4.9 Порядка). Согласно п. 8 раздела 4.9 Порядка на основании факта заключения договора сведения о получателе социальных услуг вносятся в регистр получателей социальных услуг. Договор хранится в личном деле получателя социальных услуг у поставщика социальных услуг (п. 9 раздела 4.9 Порядка). В соответствии с п. 1 раздела 4.10 Порядка социальное обслуживание на дому осуществляется в соответствии с договором. Организация не вправе передавать исполнение обязательств по договору третьим лицам (п. 6 раздела 4.10 Порядка).
Как видим, в Порядке также речь идет не о заключенных с получателем социальных услуг договорах, а о договоре. По нашему мнению, из анализа перечисленных выше норм следует, что между поставщиком и получателем социальных услуг должен быть заключен один договор.
Как мы уже указывали, согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 442-ФЗ существенными условиями договора являются положения, определенные индивидуальной программой. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 442-ФЗ индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 Закона N 442-ФЗ.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 N 874н утверждена примерная форма договора о предоставлении социальных услуг (далее - Примерная форма договора), а также форма ИПССУ. Из п. 1 Примерной формы договора следует, что социальные услуги получателю социальных услуг оказываются на основании индивидуальной программы, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью договора. Согласно п. 2 Примерной формы договора сроки и условия предоставления конкретной услуги устанавливаются в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг индивидуальной программой, и в согласованном сторонами виде являются приложением к договору. Форма индивидуальной программы содержит возможность указания конкретной формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых в данной форме.
То есть индивидуальная программа является неотъемлемой частью договора, которая, в свою очередь, включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, условия предоставления социальных услуг.
По нашему мнению, это означает, что между поставщиком и получателем социальных услуг должен быть заключен один договор о предоставлении социальных услуг, а их конкретные виды должны быть изложены в ИПССУ, которая является неотъемлемой частью договора.
Отметим, что никаких официальных разъяснений и комментариев по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено. В судебной практике прослеживается возможность заключения с получателем социальных услуг не одного, а нескольких договоров, однако были ли эти договоры заключены в одно время, или был заключен сначала один договор, который в дальнейшем утратил силу, и был заключен новый договор, из судебной практики не усматривается (определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2019 по делу N 8Г-2181/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 28.05.2019 по делу N 33-3746/2019). В связи с этим особо подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать со мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.