Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Обязательно ли торговому центру заключать договор с региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению в сфере сбора, транспортировки, обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", если на данный момент уже заключен договор о предоставлении данного вида услуги, а региональный оператор требует расторгнуть действующий контракт и заключить договор с ним?

Обязательно ли торговому центру заключать договор с региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению в сфере сбора, транспортировки, обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", если на данный момент уже заключен договор о предоставлении данного вида услуги, а региональный оператор требует расторгнуть действующий контракт и заключить договор с ним?

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
Региональные операторы заключают договоры об оказании услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по указанному выше договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник этих отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Причем для собственника ТКО заключение договора об оказании услуг по обращению с ними является обязательным (ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ), а юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке (ч. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры об оказании услуг по обращению с ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных чч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В свою очередь, из п. 8.17 Правил следует, что договор об оказании услуг по обращению с ТКО считается заключенным в том числе и тогда, когда оператор после заключения им соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с органом исполнительной власти субъекта РФ и утверждения единого тарифа на услугу на первый год действия соглашения разместил в печатных СМИ, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора, а соответствующий потребитель в течение 15 рабочих дней после указанного опубликования не направил оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8.5-8.7 Правил. В этой ситуации договор с этим потребителем считается заключенным на условиях Типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Необходимо отметить, что уклонение от заключения договора о вывозе ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ: "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".
Таким образом, в случае незаключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2020 г. по делу N 16-300/2020, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 января 2020 г. по делу N 12-159/2020).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 г. N 02АП-5236/21 по делу N А29-14198/2020;
- определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-12083 по делу N А27-11681/2019;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20;
- решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 февраля 2020 г. по делу N А70-22524/2019;
- Вопрос: Особенности рассмотрения дела в арбитражном суде об урегулировании разногласий по договору между собственником ТКО и региональным оператором (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- решение Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2020 г. по делу N А09-1005/2020;
- решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 г. по делу N А41-28890/2020;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф04-5265/20 по делу N А70-20291/2019;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф04-4828/20 по делу N А70-22524/2019;
- апелляционное определение Павловского районного суда Алтайского края от 30 апреля 2021 г. по делу N 11-5/202;
- Вопрос: Если договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключался, то имеет ли право региональный оператор взыскать за оказанные услуги? Каким документом можно подтвердить оказание услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.)
- Вопрос: ООО является собственником помещений, которые сдаются в аренду. В адрес одного из арендаторов поступило уведомление о совершении им административного правонарушения (о необходимости заключения договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами). ООО заключило договор с ИП о вывозе мусора. Должны ли арендаторы заключать договоры о вывозе мусора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)
- письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 июля 2020 г. N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором";
- постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2021 г. N Ф09-110/21 по делу N А76-5410/2020;
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 г. N 02АП-5236/21 по делу N А29-14198/2020.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

8 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.