Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Организация заключила с фирмой договор о проведении маркетингового исследования. По результатам опроса фирма подготовила письмо о том, что клиент является "номером один по производству мебели". При этом не указано, по каким критериям производилось сравнение. Можно ли это письмо использовать в средствах массовой информации, в Интернете? Есть ли какие-то риски? Может ли это быть признано распространением недобросовестной и недостоверной рекламы?

Организация заключила с фирмой договор о проведении маркетингового исследования. По результатам опроса фирма подготовила письмо о том, что клиент является "номером один по производству мебели". При этом не указано, по каким критериям производилось сравнение.
Можно ли это письмо использовать в средствах массовой информации, в Интернете? Есть ли какие-то риски? Может ли это быть признано распространением недобросовестной и недостоверной рекламы?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, признается рекламой. Объектом рекламирования в силу пп. 2, 3 ст. 3 Закона о рекламе является товар (в том числе работа, услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624).
Таким образом, размещенная в средствах массовой информации и сети Интернет информация о том, что некая организация является "номером один в производстве мебели", является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В частности, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе). Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58) при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Согласно п. 29 Постановления N 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
Указанная позиция высших судебных инстанций нашла широкое применение и развитие в практике органов Федеральной антимонопольной службы. Так, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 августа 2021 г. N 042/05/28-658/2021 указывается, что использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе в случае, если такое преимущество подтверждено документально. Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров. Таким образом, использование в рекламе обозначения "самая дорогая оценка в городе!" является нарушением п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку данная информация не подтверждена документально.
В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 января 2020 г. N 014/05/5-3575/2019 отмечается, что реклама, не сопровождаемая документальным подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.
Однако самой по себе ссылки на наличие результата соответствующего маркетингового исследования для признания рекламы достоверной и добросовестной недостаточно. Так, в постановлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 июня 2021 г. также указывается, что подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. Распространяемая реклама с содержанием "лучшая аптека" должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В спорном рекламном образце отсутствует подтверждение, по каким критериям аптека является лучшей. Аналогичная позиция изложена и в постановлении Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 31 января 2018 г. N 08-05-18/02.
Использование в контекстной рекламе слов "лучшая цена", "лучший проект" без указания, на каких данных основаны такие выводы, содержит признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 августа 2021 г. N 082/05/5-130/2021).
В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 июня 2021 г. N 045/05/5-12/2021 отмечается, что при использовании в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "дешевле", "выбор больше", "двери надежнее" необходимо производить с указанием конкретного объекта, с которым осуществляется сравнение, и при этом иметь объективное подтверждение преимущества рекламируемого товара. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Резюмируя изложенное, заявление о ценовом, ассортиментном преимуществе, согласно утверждению "плитка дешевле", "линолеума выбор больше", "двери надежнее", должно иметь документальное подтверждение и фактическое обоснование. В рассматриваемой рекламе критерий, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
Таким образом, размещение в средствах массовой информации и сети Интернет рекламных материалов с указанием на то, что организация является "номером один в производстве мебели", без указания конкретных критериев и показателей, по которым осуществлялось сравнение, может быть признано распространением недобросовестной и недостоверной рекламы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

16 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.