Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Заказчиком заключен договор с подрядчиком на ремонт фасада здания, принадлежащего заказчику. Подрядчик затянул леса сеткой с фотопечатью рисунка фасада и одновременно нанесенной информацией об организации, представляющей сетку с фотопечатью (наименование и телефон офиса). Будет ли являться это рекламой данной организации? Кто несет ответственность за ее размещение из троих участников - заказчик, подрядчик или организация, о которой размещена информация?

Заказчиком заключен договор с подрядчиком на ремонт фасада здания, принадлежащего заказчику. Подрядчик затянул леса сеткой с фотопечатью рисунка фасада и одновременно нанесенной информацией об организации, представляющей сетку с фотопечатью (наименование и телефон офиса).
Будет ли являться это рекламой данной организации? Кто несет ответственность за ее размещение из троих участников - заказчик, подрядчик или организация, о которой размещена информация?

 Заказчиком заключен договор с подрядчиком на ремонт фасада здания, принадлежащего заказчику. Подрядчик затянул леса сеткой с фотопечатью рисунка фасада и одновременно нанесенной информацией об организации, представляющей сетку с фотопечатью (наименование и телефон офиса).
Будет ли являться это рекламой данной организации? Кто несет ответственность за ее размещение из троих участников - заказчик, подрядчик или организация, о которой размещена информация?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Как следует из разъяснений Федеральной антимонопольной службы, информация с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица, размещенная вне пределов здания, где указанная организация находится (то есть не выполняющая функции вывески), может быть квалифицирована как реклама (п. 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13 "О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных", п. 7 письма Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 г. N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама").
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствующий орган местного самоуправления.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе).
В соответствии со ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. По смыслу разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", ответственность в соответствии со ст. 14.37 КоАП РФ несёт владелец рекламной конструкции, то есть в данном случае - подрядчик.
В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. К сожалению, судебной практики и разъяснений уполномоченных органов, в точности соответствующих ситуации, изложенной в вопросе, нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями по указанному вопросу рекомендуем обратиться в ФАС России, являющуюся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы и имеющую право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пп. 1 и 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

24 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.