Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какая ответственность установлена для должностного лица и юридического лица за незаключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором?

Какая ответственность установлена для должностного лица и юридического лица за незаключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Необходимо отметить, что уклонение от заключения договора на вывоз ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса", и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, в случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое лицо и (или) должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (смотрите, например, Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2020 г. по делу N 16-300/2020, Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 января 2020 г. по делу N 12-159/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.