Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Между организациями подписано соглашение об электронном документообороте. Имеет ли электронная доверенность в распечатанном виде силу оригинала и юридическую значимость, или электронную доверенность нужно заверить? Как и кем должна быть заверена доверенность? Если налоговый орган запросит доверенность, каким образом ее представить? Каковы действия при получении товара на основании электронной доверенности?

Между организациями подписано соглашение об электронном документообороте.
Имеет ли электронная доверенность в распечатанном виде силу оригинала и юридическую значимость, или электронную доверенность нужно заверить? Как и кем должна быть заверена доверенность? Если налоговый орган запросит доверенность, каким образом ее представить? Каковы действия при получении товара на основании электронной доверенности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Распечатка электронной доверенности, подписанной электронной подписью, не является подлинником этого документа. Она может рассматриваться как его копия, соответствие которой подлиннику подтверждается подписью законного представителя (руководителя) организации.
В налоговый орган такая доверенность представляется на бумажном носителе в виде заверенной организацией копии с отметкой о подписании документа электронной подписью. Порядок представления доверенности в отношениях между сторонами гражданско-правового договора определяют сами стороны.

Обоснование позиции:
Пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 6.10.4-84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.10.1984 N 3549, далее - Стандарт) предусмотрено, что подлинники, дубликаты и копии документа на машинном носителе и машинограммы, полученные стандартными программными средствами данного вычислительного комплекса, имеют одинаковую юридическую силу, если они оформлены в соответствии с требованиями этого Стандарта. При этом подлинником машинограммы является первый по времени напечатанный средствами вычислительной техники экземпляр документа на бумажном носителе и содержащий указание, что этот документ является подлинником (п. 3.2 Стандарта).
Однако положения Стандарта не могут применяться без учета нормативных правовых актов, принятых позднее и регламентирующих отношения, связанные с составлением электронных документов и использованием электронной подписи. В настоящее время эти правоотношения регулируются, в частности, Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона N 149-ФЗ в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Закона N 149-ФЗ электронным документом является документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Частью 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Согласно ч. 2 той же статьи, если информация в электронной форме подписана простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, такая информация также признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Как следует из изложенного, электронный документ, содержащий электронную подпись, и документ, составленный на бумажном носителе и подписанной собственноручной подписью, представляют собой различные формы документов. То есть распечатка электронного документа не является документом на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью; равнозначным электронному документу признается подлинник документа, составленного на бумажном носителе, а не распечатанный на бумаге электронный документ. Такая распечатка, на наш взгляд, отвечает понятию копии документа, поскольку она лишь воспроизводит информацию подлинника электронного документа*(1).
Таким образом, распечатанный в бумажном виде текст электронной доверенности не является подлинником этого документа и может рассматриваться как его копия*(2).
Этот вывод косвенно подтверждается судебной практикой. Так, суды полагают, что распечатанный экземпляр платежного поручения, сформированного в электронном виде в системе "Банк-Клиент", представляет собой копию оригинала документа в электронной форме, а не подлинник (оригинал) документа (постановления АС Поволжского округа от 18.01.2017 N Ф06-16003/16, Четырнадцатого ААС от 31.07.2019 N 14АП-6303/19). Такой же вывод судьи делают относительно выписки из ЕГРЮЛ, полученной из налогового органа в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, указывая, что самостоятельно распечатанная организацией на бумажном носителе выписка не является оригиналом выписки из ЕГРЮЛ (оригиналом является непосредственно сам электронный документ) (постановления АС Центрального округа от 24.03.2017 N Ф10-507/17, Восьмого ААС от 31.05.2018 N 08АП-4388/18, Седьмого ААС от 16.11.2017 N 07АП-9305/17).
Единообразный порядок заверения таких копий законодательством не регламентирован. Порядок подтверждения соответствия копии доверенности ее подлиннику может зависеть от того, в рамках каких правоотношений возникает необходимость подтверждать такое соответствие.
Если речь идет о порядке приемки товара в отношениях купли-продажи между организациями, заключившими соглашение об электронном документообороте, то, исходя из принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ), стороны договора купли-продажи (поставки) вправе самостоятельно определить, каким образом должны быть подтверждены полномочия представителя поставщика или покупателя непосредственно при приемке товара. Так, если поставщику заблаговременно была направлена доверенность в электронной форме, подтверждающая полномочия представителя покупателя, то при передаче товара он не лишен возможности удостовериться по имеющимся у него электронным носителям в наличии такой доверенности и соответствии имеющихся в ней сведений документу, удостоверяющему личность, который предъявляет представитель покупателя. Либо стороны могут договориться о том, что для получения товара покупатель предъявляет распечатку доверенности, заверенную подписью руководителя организации-покупателя.
Что касается налоговых правоотношений, то порядок представления документов по требованию налогового органа урегулирован законом. Так, в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий, а документы, составленные в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, представляются по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Поскольку в рассматриваемом случае доверенность составлена не по утвержденным форматам, предназначенным для целей обмена документами с налоговым органом, организации в случае запроса у нее такой доверенности следует представить ее в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью (письма Минфина России от 01.10.2018 N 03-02-07/1/70444, ФНС России от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048).
Бумажную копию электронной доверенности необходимо заверить подписью законного представителя организации, которым может являться ее единоличный исполнительный орган (п. 1 ст. 27 НК РФ, п. 1 ст. 53, п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

13 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите пп. 23 п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).
*(2) Подробнее об этом смотрите в материале:
- Вопрос: Организация получает от контрагента по системе электронного документооборота (далее - ЭДО) неформализованный документ (счет плюс расчет). Неформализованный документ - это документ, форма которого не утверждена органами государственной власти РФ (налоговой инспекцией). Данный документ распечатывается без штампа об электронной подписи. Бухгалтерию это не устраивает. Главный бухгалтер организации утверждает, что такой документ не примет налоговая инспекция. Однако другой сотрудник считает, что в налоговую инспекцию будет подаваться "контейнер с цифровой подписью", что и будет являться оригиналом электронного документа. Кто прав в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)