Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

Каков порядок изъятия земельных участков органом местного самоуправления для государственных, муниципальных нужд?

Порядок изъятия земельных участков для государственных, муниципальных нужд установлен главой VII.1 ЗК РФ. Так, пунктом 3 ст. 56.2 ЗК РФ право принимать решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (далее - решение об изъятии), в том числе для размещения объектов местного значения, предоставлено органам местного самоуправления (далее - орган МСУ).
Вынесению решения может предшествовать подача заинтересованным лицом ходатайства об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, требования к которому установлены п.п. 1-8.1 ст. 56.4 ЗК РФ. Орган МСУ обязан рассмотреть ходатайство, при наличии обстоятельств, перечисленных в п. 9 ст. 56.4 ЗК РФ, - вернуть его без рассмотрения, в случаях, указанных в п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, - отказать в изъятии, а при наличии оснований для изъятия - принять соответствующее решение. Также орган МСУ вправе принять решение об изъятии по собственной инициативе (п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ). Однако в случае, установленном п. 7 ст. 56.4 ЗК РФ, наличие ходатайства является обязательным.
Решение об изъятии должно иметь документальное обоснование: при изъятии участка в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения необходимо наличие документов, предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ (кроме того, ограничивается срок принятия такого решения - смотрите п. 3 ст. 56.3 ЗК РФ), в иных целях - документов, указанных в п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
Не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии орган МСУ обязан принять установленные п. 1 ст. 56.5 ЗК РФ меры по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 2-3 ст. 56.5 ЗК РФ). Выявление лиц не производится в ситуации, установленной ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ. В частности, орган МСУ должен обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии в порядке, предусмотренном п.п. 5-7 ст. 56.5 ЗК РФ. Правообладатели изымаемой недвижимости, не учтенные в ЕГРП, подают заявления об учете их прав (обременений прав) с подтверждающими документами (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ), которые орган МСУ обязан рассмотреть и в отсутствие надлежащего подтверждения прав направить заявителю соответствующее уведомление (п. 9 ст. 56.5 ЗК РФ). Если правообладатели не выявлены, орган МСУ уже на этом этапе вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию; постановка этих объектов на учет бесхозяйных недвижимых вещей необязательна (п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ). Если же правообладатели были выявлены, орган МСУ продолжает установленную законом процедуру изъятия.
Требования к решению об изъятии установлены п.п. 1-5 ст. 56.6 ЗК РФ. Решение об изъятии может быть принято не только в отношении частного земельного участка, но и в отношении государственного или муниципального участка, если они находятся во владении или пользовании частных лиц на соответствующих вещных правах (п. 5 ст. 56.3 ЗК РФ). Закон предусматривает случаи запрета изъятия (п. 8 ст. 56.3, п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ), а также обстоятельства, не препятствующие изъятию (п.п. 8-9 ст. 56.6 ЗК РФ). В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии орган МСУ совершает действия, перечисленные в п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, для уведомления правообладателей недвижимости о принятом решении. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ). После вынесения решения об изъятии орган МСУ вправе также утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (п. 6 ст. 56.6 ЗК РФ).
Затем в целях подготовки соглашения об изъятии орган МСУ самостоятельно или в определенных случаях с привлечением иных лиц (п.п. 1, 6 ст. 56.7 ЗК РФ) осуществляет действия в рамках кадастрового учета объектов, перечисленные в п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ. Исключение установлено в п. 3 ст. 56.7 ЗК РФ.
Также орган МСУ устанавливает размер возмещения в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правилами ст. 56.8 ЗК РФ, ч. 5 ст. 26 Закона N 499-ФЗ, определяющими, что включается в размер возмещения, а что в нем не учитывается. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю соглашения об изъятии, но отчет об оценке действителен вплоть до заключения соглашения или вынесения решения суда об изъятии (п.п. 7, 10 ст. 56.7 ЗК РФ).
Орган МСУ составляет проект соглашения об изъятии в соответствии с требованиями, установленными ст. 56.9, п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ, подписывает его и направляет для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает его адресату под расписку (п.п. 2, 3, 7 ст. 56.10 ЗК РФ). К проекту должны быть приложены документы, перечисленные в п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ.
С учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости орган МСУ вправе изменить условия соглашения об изъятии (п. 11 ст. 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель подписывает соглашение об изъятии (п.п. 8, 9 ст. 56.10 ЗК РФ), оно является основанием для перехода права собственности к муниципалитету и других последствий, перечисленных в п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ. Если же правообладатель в течение девяноста дней со дня получения им проекта соглашения об изъятии не представил подписанное соглашение, орган МСУ вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пп. "в" п. 20 постановления от 2 июля 2009 г. N 14, обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии обусловлено муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующий объект, возлагается на орган МСУ. Под муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, размещение объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений)*(1).
После заключения соглашения об изъятии либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии орган МСУ предоставляет возмещение правообладателю недвижимости (п. 13 ст. 56.10, п. 2 ст. 56.11 ЗК РФ) и лишь затем может регистрировать переход права собственности к муниципалитету и производить иные действия, указанные в п.п. 1, 6 ст. 56.11 ЗК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данное постановление касается вопроса изъятия жилых помещений для государственных и муниципальных нужд, но, как нам кажется, приведенное в нем разъяснение является универсальным.