Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Необходимо ли подрядчику иметь свидетельство СРО при выполнении работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения поселения (сети водоснабжения используются для обеспечения водой всего поселения, и, вероятнее всего, они представляют собой сеть трубопроводов, размещенных под землей, цена контракта более 3 млн. рублей)?

Необходимо ли подрядчику иметь свидетельство СРО при выполнении работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения поселения (сети водоснабжения используются для обеспечения водой всего поселения, и, вероятнее всего, они представляют собой сеть трубопроводов, размещенных под землей, цена контракта более 3 млн. рублей)?

Прежде всего отметим, что по общему правилу осуществление работ по капитальному ремонту требует членства лица, выполняющего такие работы, в саморегулируемой организации (далее - СРО) при наличии одновременно двух условий (ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)):
1) договор на капитальный ремонт (договор строительного подряда) заключается между подрядчиком и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
2) предметом такого договора является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В свою очередь, под объектом капитального строительства в п. 10 ст. 1 ГрК РФ понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Данное определение напрямую не указывает, что к объектам капитального строительства относятся в том числе сети водоснабжения, представляющие собой самостоятельный объект (то есть не являющиеся составной частью какого-либо объекта капитального строительства). Более того, в п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ приводится самостоятельный термин для таких объектов - линейное сооружение, под которым понимаются в том числе трубопроводы и другие подобные сооружения.
Вместе с тем дальнейший анализ положений градостроительного законодательства, а также иных нормативных актов указывает на то, что линейные объекты представляют собой лишь особую разновидность объектов капитального строительства.
В частности, об этом свидетельствуют формулировки определений реконструкции объекта капитального строительства и капитального ремонта объектов капитального строительства, содержащиеся в п. 14.1 и п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ соответственно. Так, и в том и в другом случае законодатель, прежде чем пояснить содержание каждого из этих терминов, после слов "объектов капитального строительства" приводит в скобках фразу "за исключением линейных объектов". Если бы линейные объекты не рассматривались законодателем как объекты капитального строительства, в таком построении фразы не было бы никакого смысла, так как и без данного упоминания соответствующие нормы не касались бы линейных объектов просто потому, что последние не относились бы к категории объектов капитального строительства. Следовательно, формулируя положения п. 14.1 и п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ подобным образом, а также вводя отдельные определения реконструкции и капитального ремонта для линейных объектов (п. 14.2 и п. 14.4 ст. 1 этой же статьи), законодатель хотел подчеркнуть, что линейные объекты являются объектами капитального строительства, но в силу своей специфики требуют специального регулирования. Аналогичные оговорки можно встретить и в других нормах градостроительного законодательства (например, в ч. 12 ст. 48, ч. 1 и ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ).
Еще более прямо законодатель высказался об этом в ч. 13 ст. 48 ГрК РФ: определяя, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации устанавливаются правительством РФ, он указал, что такие требования предусматриваются по отношению к различным видам объектов капитального строительства, в том числе и к линейным объектам.
Наконец, необходимо учитывать, что п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства напрямую отнесены сооружения, а п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимает в том числе линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В связи с изложенным можно сделать вывод, что к объектам капитального строительства могут относиться в том числе сети водоснабжения как линейные объекты. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 N 09АП-71605/18, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2014 по делу N А32-33574/2014, решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.08.2015 по делу N А37-838/2015, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2013 по делу N А75-763/2013, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2010 по делу N А56-30150/2010*(1).
Таким образом, учитывая, что ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, устанавливающая требования к наличию у подрядчика членства в СРО при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, не делает исключений для линейных объектов, можно сделать вывод, что наличие членства в СРО у подрядчика, проводящего такой ремонт, также обязательно, если он заключает договор строительного подряда с лицами, указанными в данной норме, и при этом не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Тем не менее необходимо учитывать, что отнесение того или иного инженерного объекта, в том числе сетей водоснабжения, к сооружениям и линейным объектам в том смысле, какой этим понятиям придается градостроительным законодательством, в конечном счете зависит от технических характеристик данных объектов, поэтому сделать однозначный вывод о необходимости наличия у подрядчика членства в СРО в рассматриваемом случае не представляется возможным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

18 мая 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ради справедливости отметим, что в правоприменительной практике встречаются случаи, когда сети водоснабжения не рассматриваются в качестве объектов капитального строительства и, как следствие, не признается необходимость наличия у лица, осуществляющего капитальный ремонт таких объектов, членства в СРО (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 23.08.2018 N 562-18-Т).