Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП, осуществляющий розничную торговлю, стоит на налоговом учете в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. ИП планирует открыть торговую точку в другом районе города, на территории, подведомственной другому налоговому органу. Обеим территориям соответствует один код ОКАТО. Следует ли ИП ещё раз становиться на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД и подавать в связи с этим в другой налоговый орган соответствующее заявление? Следует ли уведомлять налоговые органы об открытии новой торговой точки?

ИП, осуществляющий розничную торговлю, стоит на налоговом учете в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД. ИП планирует открыть торговую точку в другом районе города, на территории, подведомственной другому налоговому органу. Обеим территориям соответствует один код ОКАТО.
Следует ли ИП ещё раз становиться на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД и подавать в связи с этим в другой налоговый орган соответствующее заявление? Следует ли уведомлять налоговые органы об открытии новой торговой точки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Повторно становиться на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД и подавать в связи с этим в налоговый орган соответствующее заявление индивидуальный предприниматель не обязан.
Об открытии новой торговой точки целесообразно проинформировать налоговый орган, в котором индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД, а также налоговый орган, на территории которого открывается новая торговая точка.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким "иным основаниям" относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.
Из положений п. 2 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.28 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели (далее также - ИП), осуществляющие розничную торговлю, переведенную решением представительного органа соответствующего органа местного самоуправления на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности. В целях постановки на учет ИП подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД (далее также - единый налог), заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога.
Пункт 2 ст. 346.28 НК РФ также устанавливает, что постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, который осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет ИП в качестве плательщика единого налога.
Однако НК РФ не регламентирует вопрос об обязанности организации или ИП вставать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, в каждом из районов одного муниципального образования (городского округа), на территории которого осуществляется эта деятельность, если территории этих районов подведомственны разным налоговым органам.
Из формы заявления о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (форма N ЕНВД-2, утвержденная приказом ФНС России от 12.01.2011 N ММВ-7-6/1@) можно сделать вывод о том, что при наличии нескольких мест осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщик указывает в заявлении каждое из них. Однако эта обязанность реализуется лишь при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД; ни упомянутый приказ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают необходимость подачи какого-либо заявления в случае, если у налогоплательщика меняется размер физического показателя по облагаемой ЕНВД деятельности в результате появления новых мест осуществления предпринимательской деятельности, в частности, розничной торговли.
По нашему мнению, вставать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности в другом районе того же городского округа, если ИП уже стоит на учете в качестве плательщика ЕНВД в том же муниципальном образовании, не нужно. Этот вывод можно обосновать следующим. Система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми устанавливаются виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом (в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а также значения коэффициента К_2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности. Соответственно, плательщиками ЕНВД признаются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен этот налог (п.п. 1, 3 ст. 346.26, п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Налоговые доходы от единого налога зачисляются в бюджет городского округа по нормативу 100% (п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ).
Следовательно, порядок исчисления и уплаты единого налога в связи с появлением нового места осуществления предпринимательской деятельности в пределах одного городского округа не изменится. Учитывая наличие в рассматриваемой ситуации одного кода ОКАТО по всем местам осуществления деятельности, отсутствие постановки на учет в налоговом органе каждого из районов не повлияет на поступление сумм единого налога в бюджет муниципального образования.
Судебная практика также отмечает, что сумма единого налога исчисляется отдельно по каждому муниципальному образованию при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через несколько торговых точек, расположенных в различных муниципальных образованиях, в связи с чем организация или ИП должны зарегистрироваться в качестве плательщика единого налога на территории каждого муниципального образования, в котором ведется указанная предпринимательская деятельность (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 N 18АП-13191/2010). Отсюда, с учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что при осуществлении розничной торговли через несколько торговых точек, расположенных на территории одного муниципального образования, единый налог исчисляется по муниципальному образованию в целом, а не по каждому из его районов в отдельности.
Эта точка зрения подтверждается также разъяснениями Минфина России и налоговых органов (смотрите письма Минфина России от 22.03.2011 N 03-11-06/3/32, от 12.10.2010 N 03-11-11/268, ФНС России от 19.10.2010 N ШС-37-3/13676, материал: "Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные УФНС России по Ярославской области в I квартале 2012 года", раздел "Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности", вопрос 2).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации обязанность налогоплательщика сводится к необходимости учитывать изменение величины физического показателя базовой доходности (площади торгового зала, торгового места, количества торговых мест, зависимости от объекта налогообложения в конкретном случае) в связи с появлением новой торговой точки начиная с месяца, в котором произошло это изменение (п. 9 ст. 346.29 НК РФ). Соответствующие значения физического показателя отражаются в строках 050-070 раздела 2 налоговой декларации по ЕНВД (форма утверждена приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@). При этом декларацию следует подавать в налоговый орган, в котором ИП уже состоит на учете в качестве плательщика единого налога.
Отметим также, что, поскольку территориям, на которых осуществляется розничная торговля, соответствует один код ОКАТО, в разделе 2 налоговой декларации достаточно будет указать одно из мест осуществления предпринимательской деятельности (смотрите письма Минфина России от 25.02.2010 N 03-11-09/14, ФНС России от 10.12.2010 N ШС-37-3/17327).
Кроме того, во избежание недоразумений считаем целесообразным для налогоплательщика письменно сообщить в налоговый орган в произвольной форме об открытии новой торговой точки, через которую осуществляется деятельность, переведенная на ЕНВД. Такое сообщение, на наш взгляд, следует направить как в тот налоговый орган, в котором ИП уже состоит на учете как плательщик ЕНВД, так и в тот, на подведомственной которому территории открывается новая торговая точка.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

6 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.