Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Организация является малым предприятием, но согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ ей необходимо провести обязательную аудиторскую проверку за 2011 год. Имеет ли право организация сформировать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п. 6 приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н по упрощенной форме?

Организация является малым предприятием, но согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ ей необходимо провести обязательную аудиторскую проверку за 2011 год.
Имеет ли право организация сформировать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п. 6 приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н по упрощенной форме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, малое предприятие, подлежащее обязательной аудиторской проверке, вправе самостоятельно определить состав бухгалтерской отчетности, включающей в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения (в том числе самостоятельно разработанные).
Прилагаемые к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках пояснения (приложения) представляются при необходимости отражения наиболее важной информации о финансовом положении и результатах деятельности организации. При этом бухгалтерская отчетность может представляться только по статьям без детализации, а состав показателей приложений определяется на усмотрение самой организации.

Обоснование вывода:
Условия, которым должна соответствовать организация для того, чтобы относиться к субъектам малого предпринимательства, установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), а именно:
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий установлено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляет 400 млн. руб. без учета НДС. Предельное значение балансовой стоимости активов на сегодняшний день Правительством РФ не установлено, поэтому пока этот показатель не учитывается.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться, в частности, упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н) и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99).
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 30 Положения N 34н и п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
 г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отдельные формы приложений к ним (в том числе - отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств) утверждены п. 1 и п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса указанных форм организация определяет самостоятельно (п. 3 Приказа N 66н). Кроме того, организацией самостоятельно оформляются иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках и определяются содержания необходимых пояснений (п. 3 Приказа N 66н).
Как следует из п. 85 Положения N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 Положения N 34н. При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Право формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме организациям - субъектам малого предпринимательства предоставлено и п. 6 Приказа N 66н. Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности подразумевает следующее:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вместе с тем малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность и в общем порядке.
Таким образом, даже при упрощенном порядке представления бухгалтерской отчетности организация - субъект малого предпринимательства представляет не только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но и необходимые приложения к ним. Разница по сравнению с иными организациями заключается в том, что малое предприятие имеет право включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без их детализации, а в приложениях раскрывается меньший объем информации (только самое необходимое).
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
На приведенную выше норму обращает внимание и Минфин России при обобщении вопросов, связанных с упрощенной системой бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, обобщены в Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация).
Как указано в п. 17 Информации, субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Исходя из Информации Минфина России право составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде имеют все малые предприятия, за исключением эмитента размещаемых ценных бумаг. Кроме того, в Информации приведен перечень данных, которые организация - субъект малого предпринимательства может не раскрывать в бухгалтерской отчетности (п.п. 19, 20 Информации).
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Аудиторское заключение должно содержать перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит. При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор оценивает, в частности, общий порядок составления и представления отчетности, ее состав и содержание (пп. "а" п. 12 ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности").
Учитывая изложенное, малое предприятие, подлежащее обязательному аудиту, вправе самостоятельно определить состав бухгалтерской отчетности, включающей в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения (в том числе самостоятельно разработанные), дополнительную информацию, необходимые для отражения наиболее важной информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

31 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.