Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обоснованность неприменения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и требования о подтверждении страны происхождения программного обеспечения при такой закупке

Обоснованность неприменения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и требования о подтверждении страны происхождения программного обеспечения при такой закупке

Учреждение планирует провести аукцион по Закону N 44-ФЗ на закупку иностранного программного обеспечения, которое отсутствует в российском и евразийском реестре ПО.
Ранее такие закупки осуществлялись, но в связи изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" возникли трудности. Есть сомнения в формулировках невозможности соблюдения запрета и требований к заявке. Сейчас национальный режим относится и к товарам, работам, услугам, и к иностранным и российским лицам.
Объект закупки - предоставление (продление) простой лицензии (неисключительной) на право использования программного обеспечения TalksUp или эквивалента, совместимого с оборудованием заказчика - TOMATIS, ОКПД2 - 58.29.50.000.
Правомерно ли обоснование неприменения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и требование о подтверждении страны его происхождения, приведенные ниже?
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения приведено следующим образом:
В соответствии с подп. е) п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупаемая услуга (программное обеспечение - ПО) отсутствует по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки.
Требования к заявке:
Для участия в электронном аукционе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
Информация и документы.
2) информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ:
- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрет не применяется при закупках товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами на основании подп. е) п. 5 - закупаемая услуга (программное обеспечение - ПО) отсутствует по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения в реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки.
Обоснование невозможности соблюдения запрета приложено к извещению об осуществлении закупки.
Представление документов требуется в случае поставки эквивалентов программного обеспечения, совместимых с оборудованием заказчика. На момент публикации извещения о закупке сведения о эквивалентах отсутствуют.
Информация и документы, определенные в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, подтверждающие страну происхождения товара:
- для подтверждения происхождения программ для электронных вычислительных машин и (или) баз данных (далее - программное обеспечение) из Российской Федерации - порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения);
или
- для подтверждения происхождения программного обеспечения из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - порядковый номер реестровой записи из единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения);
или
- для подтверждения программного обеспечения из Российской Федерации и его соответствия дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ".

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Приведенное в вопросе обоснование неприменения запрета страдает неполнотой, поскольку не содержит характеристик программного обеспечения, которые требуются заказчику, но которыми не обладает программное обеспечение того же класса, включенное в реестры российского и евразийского программного обеспечения.

Если такие запрет, ограничение, преимущество, установленные в рамках национального режима, не применяются, как в рассматриваемом случае, информация и документы, подтверждающие происхождение программного обеспечения, в заявку не включаются; в заявке указывается только страна происхождения.

Обоснование позиции:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875) устанавливает меры по предоставлению национального режима при закупках, включая запреты и ограничения, направленные на недопущение закупок иностранного ПО, на основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

По общему правилу, установленному п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, если Правительством РФ установлен запрет закупок товара:

а) заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению (смотрите также п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);

б) заключение контракта на поставку такого товара, происходящего из иностранного государства, с единственным поставщиком не допускается;

в) при исполнении контракта замена такого товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлен данный запрет, не допускается.

Согласно п. 3 Постановления N 1875 информацией и документами, подтверждающими страну происхождения программного обеспечения (далее также - ПО) для целей настоящего постановления, по общему правилу являются порядковый номер реестровой записи:

- из Единого реестра российского программного обеспечения - для ПО российского происхождения (подп. "д" п. 3 Постановления N 1875);

- порядковый номер реестровой записи из Единого реестра евразийского программного обеспечения - для ПО, зарегистрированного в иных странах - членах ЕАЭС (подп. "е" п. 3 Постановления N 1875).

Вместе с тем согласно подп. "е" п. 5 Постановления N 1875, если закупаемое программное обеспечение отсутствует в реестрах российского и евразийского ПО по соответствующему классу, то запрет на закупку иностранного ПО не применяется. Запроса разрешения на такую закупку у какого-либо государственного органа, либо направление запроса о подтверждении отсутствия соответствующего ПО российского или евразийского происхождения в какой-либо государственный орган ни Законом N 44-ФЗ, ни Постановлением N 1875 не предусмотрено.

Однако при этом в соответствии с тем же подп. "е" п. 5 Постановления N 1875 необходимо включить в описание объекта закупки (предмета контракта) обоснование неприменения запрета, содержащее:

- указание на данный подпункт;

- класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки (предметом закупки);

- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки (предметом закупки), с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое программное обеспечение.

Соответственно, на наш взгляд, приведенное в вопросе обоснование неприменения запрета страдает неполнотой, поскольку не содержит характеристик ПО, которые требуются заказчику, но которыми не обладает ПО того же класса, включенное в реестры российского и евразийского ПО.

Представляется очевидным, что при неприменении запрета в случаях, указанных в п. 5 Постановления N 1875, не наступают последствия, предусмотренные п. 1 ч. 4 и п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, в частности, в таком случае не возникают основания для отклонения заявок, содержащих предложение о поставке "иностранного товара".

В связи с этим обращает на себя внимание то, что в силу прямых указаний п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара для целей применения запретов, ограничений, преимущества, предусмотренных Постановлением N 1875, включаются в заявку, только если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные ст. 14 Закона N 44-ФЗ запрет, ограничение, преимущество. Отсюда логически следует вывод, что если такие запрет, ограничение преимущество, как в рассматриваемом случае, не применяются, указанные информация и документы в заявку не включаются.

При этом наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, все равно включается в заявку в составе предложения участника закупки в отношении объекта закупки (подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).

К сожалению, материалов правоприменительной практики, в которых бы рассматривался данный вопрос, нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

26 мая 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.