Может ли член приемочной комиссии воздержаться от принятия решения?
Может ли член приемочной комиссии воздержаться от принятия решения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В том случае, если приемка исполнения по контракту (товара, услуги, результата работы) по решению заказчика осуществляется приемочной комиссией, документ о приемке должен быть подписан всеми ее членами, а отказ от подписания такого документа одним или несколькими членами комиссии подразумевает, что приемка не состоялась, что должно быть отражено в составленном (и подписанном всеми членами комиссии) мотивированном отказе от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Обоснование позиции:
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (далее также - приемка результатов исполнения по контрату) может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек. Приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее чем пятидесяти процентов общего числа ее членов. При этом полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.
В силу ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов исполнения контракта осуществляется в установленные контрактом порядке и сроки и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Частью 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, определяющей порядок электронного актирования, также установлено требование о подписании электронного документа о приемке членами комиссии, для случаев, когда такая комиссия заказчиком создана*(1).
Из приведенных норм следует, что формирование приемочной комиссии является правом - не обязанностью заказчика*(2). Но если решение о создании такой комиссии принято, заказчик обязан обеспечить ее состав - не менее пяти человек. Причем из указаний ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ о том, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в ее заседании участвуют не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов, следует, что требование о подписании документа о приемке "всеми членами комиссии" будет соблюдено и в том случае, если комиссия не соберется полным составом при соблюдении пятидесяти процентов общего числа ее членов при приемке. Оформление документа о приемке исполнения по контракту комиссией в таком случае следует полагать надлежащим. Так, например, при минимальном составе комиссии - пять человек в приемке исполнения по контракту с подписанием документа о приемке должны участвовать не менее трех ее членов.
Возможности воздержания от подписания, выборочного подписания документа о приемке теми членами комиссии, которые в такой приемке участвуют, Закон N 44-ФЗ не предусматривает, равно как не устанавливает условия о наличии кворума для признания состоявшимся решения комиссии о том, принят результат исполнения контракта или нет. Напротив, правило ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ о подписании документа о приемке всеми (присутствующими при приемке) членами комиссии опровергает саму идею такого кворума. Представляется, что в случае, когда некоторые или все члены комиссии не согласны подписать акт о приемке товаров (работ, услуг), они должны составить документ с изложением причин своего отказа от подписания указанного акта. Такой документ может послужить основой для мотивированного отказа от приемки товаров (работ, услуг), направляемого заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), согласно тем же нормам ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Разумеется, член приемочной комиссии, принимающий участие в приемке исполнения по контракту, может воздержаться от принятия решения при приемке товара, от подписания документа о приемке. Последствием такого решения будет составление комиссией мотивированного отказа от подписания документа о приемке в целом с подписанием такого документа всеми членами комиссии, принимающими участие в приемке.
Вместе с тем отметим, что ни статья 94 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы этого закона не ограничивают право заказчика создавать больше одной приемочной комиссии. Порядок формирования приемочной комиссии и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями Закона N 44-ФЗ не регламентирован (смотрите письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-03-08/1616). По общему правилу чч. 6 и 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результат, предусмотренный контрактом, в любом случае принимается заказчиком. Вопрос об организации приемки (включая организацию проведения экспертизы) исполнения по контракту решается по усмотрению заказчика. Последний вправе как не формировать никаких комиссий, поручив функции по приемке (включая экспертизу) конкретным лицам на постоянной либо разовой основе, так и сформировать любое количество комиссий (разумеется, при соблюдении требования о минимальном количестве членов каждой комиссии - пяти человек), действующих на постоянной или разовой основе. На практике возможны различные варианты формирования комиссии. Например, отдельная комиссия может быть создана для приемки тех или иных товаров, работ, услуг*(3).
При этом поскольку иное не следует из Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе определить категории (виды) контрактов, исполнение по которым может приниматься без участия приемочной комиссии, или наоборот, категории контрактов, результат исполнения которых принимается исключительно комиссией.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
26 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, в соответствии с подп. "а" п. 5 указанной нормы в таких случаях не позднее 20-ти рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке, члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Если приемочная комиссия включает лиц, не являющихся работниками заказчика, допускается подписание документа о приемке, составление и подписание мотивированного отказа от подписания документа о приемке без использования усиленных электронных подписей и ЕИС. Только после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в ЕИС. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подп. "а" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ не использовали усиленные электронные подписи и ЕИС, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов (подп. "б" п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
*(2) Смотрите об этом в письмах Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839, от 14.07.2015 N 02-04-08/40340, письмо Минэкономразвития России от 10.10.2016 N Д28и-2616, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2017 N Ф02-5704/17, постановление Восемнадцатого ААС от 23.01.2018 N 18АП-16344/17, постановление Пятого ААС от 28.02.2018 N 05АП-309/18).
*(3) Смотрите, например, приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16.11.2018 N 204 "О Комиссии по приёмке ремонтных работ, проводимых в помещениях Федеральной службы по интеллектуальной собственности".