Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес На пляже расположен объект недвижимости, принадлежащий потенциальному водопользователю, а также сооружение (лодочный слип). Каков порядок заключения договора о водопользовании (с проведением аукциона или без проведения), если планируется использование участка водного объекта для рекреации (купания, занятия спортом и отдыха), при этом потенциальный водопользователь не является правообладателем пляжа (то есть договор аренды или право собственности/постоянного использования отсутствует), но пользуется пляжем на основании договора о благоустройстве?

На пляже расположен объект недвижимости, принадлежащий потенциальному водопользователю, а также сооружение (лодочный слип). Каков порядок заключения договора о водопользовании (с проведением аукциона или без проведения), если планируется использование участка водного объекта для рекреации (купания, занятия спортом и отдыха), при этом потенциальный водопользователь не является правообладателем пляжа (то есть договор аренды или право собственности/постоянного использования отсутствует), но пользуется пляжем на основании договора о благоустройстве?

Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 ВК РФ.
В силу ч. 1 ст. 50 ВК РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 ВК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ;
2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено чч. 3 и 4 данной статьи;
3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (ч. 1 ст. 12 ВК РФ). К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (ч. 3 ст. 12 ВК РФ).
На основании ч. 1 ст. 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 16 ВК РФ.
Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных п. 1 или п. 3 ч. 2 ст. 11 ВК РФ, а также в случаях, установленных ст. 15, 47, 49 и 50 ВК РФ.
Так, согласно ч. 1.1 ст. 50 ВК РФ использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
В соответствии с п. 3 Правил подготовки и заключении договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 (далее - Правила), подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:
а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;
б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подп. "а" данного пункта Правил;
в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных п. 1 Правил, обращаются в один из органов, указанных в п. 3 Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
В заявлении указываются сведения, поименованные в п. 5 Правил, в том числе обоснование цели, видов и срока водопользования. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 7 Правил, среди которых материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации; материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования; материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
При подаче заявления для использования акватории водного объекта, кроме документов и материалов, указанных в п. 7 Правил, прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п. 10 Правил). Место расположения предоставляемой в пользование акватории водного объекта и ее границы обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к заявлению, подаваемому в соответствии с п. 10 Правил.
Обратите внимание, что в силу п. 13.1 Правил при подаче заявления для использования акватории поверхностных водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, для использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами или турагентами, а также для использования акватории водных объектов для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, кроме документов и материалов, указанных в п. 7 Правил, прилагаются копии правоустанавливающих документов на земельный участок, сведения о правах на который отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 21 Правил уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления документов:
- рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
- определяет условия использования водного объекта по согласованию в электронном виде или на бумажном носителе со следующими органами по вопросам, отнесенным к их компетенции:
- с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подп. "а" (если забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов осуществляется для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), "в" и "г" п. 1 Правил;
- с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
- с Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подп. "в" и "г" п. 1 Правил;
- с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности - в случае использования акватории водного объекта для целей, предусмотренных подп. "в" и "г" п. 1 Правил, если такая акватория прилегает к землям населенных пунктов (на соответствие схемам территориального планирования);
- при признании возможным использования водного объекта - оформляет в двух экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;
- при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
- осуществляет проверку наличия информации о заявителе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Как следует из п. 24 Правил, отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
- документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
- получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подп. "б" п. 22 Правил, в согласовании условий использования водного объекта;
- право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
- использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- информация о заявителе включена в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в соответствии с требованиями Правил (п. 25 Правил).
К договору водопользования прилагаются материалы, представленные в графической форме, пояснительная записка к ним, расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом, график внесения платы за пользование водным объектом, а также программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной (п. 27 Правил).
Заявитель или его уполномоченный представитель (при наличии документов, подтверждающих полномочия на подписание договора водопользования) в течение 30 дней с даты получения двух экземпляров подписанного уполномоченным должностным лицом договора водопользования, подписывает их и направляет в уполномоченный орган или извещает об отказе от подписания этого договора.
Непредставление заявителем в указанный срок подписанного им договора водопользования или извещения об отказе от подписания договора водопользования признается отказом заявителя от заключения договора водопользования (п. 28 Правил).
В силу ст. 13 ВК РФ договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 ВК РФ;
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Кроме того, договор водопользования наряду с условиями, указанными в ч. 1 ст. 13 ВК РФ, может содержать и иные условия по соглашению сторон этого договора.
К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (ч. 3 ст. 13 ВК РФ).
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ч. 1 ст. 14 ВК РФ).
После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (п. 29 Правил).
Прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.
В ситуации указанной в вопросе, организация, предполагающая использовать водный объект для целей рекреации, не является правообладателем пляжа, договор аренды или право собственности (постоянного пользования) отсутствует. Вместе с тем потенциальный водопользователь пользуется пляжем на основании договора о благоустройстве.
Напомним, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта). В частности, использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона (ч. 1.1 ст. 50 ВК РФ).
Таким образом, договор водопользования для рекреационных целей может быть заключен без проведения торгов с лицом, которое является правообладателем (арендатором, пользователем) земельного участка в границах береговой полосы (смотрите постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 марта 2022 г. N Ф03-714/22 по делу N А73-9273/2021).
Полагаем, что обладание потенциальным водопользователем земельным участком на основании такого особого титула ограниченного использования земельного участка, как договор о благоустройстве, свидетельствует о том, что Общество является его правообладателем по смыслу ч. 1.1 ст. 50 ВК РФ, и, соответственно, в данной ситуации необходимо руководствоваться Правилами о подготовке и заключении договора водопользования, утвержденными постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165.
При таких обстоятельствах основания для проведения аукциона в данном случае, по нашему мнению, отсутствуют. В этой связи обратите внимание на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2022 г. N Ф10-6672/21 по делу N А83-5116/2020, а также решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 апреля 2021 г. N 082/10/18.1-72/2021, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 декабря 2018 г. N 07/2340-18.
Отметим, что приведенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу обнаружить не удалось. В этой связи рекомендуем обратиться с соответствующим запросом в Федеральное агентство водных ресурсов по почте (официальный сайт: https://voda.gov.ru/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

5 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.