Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Вправе ли организация, оказывающая услуги стоматологии, при применении ККТ за оказанные услуги указывать в чеке только код 86.23 с наименованием "Медицинские услуги" из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)?

Вправе ли организация, оказывающая услуги стоматологии, при применении ККТ за оказанные услуги указывать в чеке только код 86.23 с наименованием "Медицинские услуги" из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При осуществлении расчётов с применением ККМ за оказанные стоматологические услуги организация обязана указывать в кассовом чеке конкретное наименование оказанной услуги.
Включенное в чек наименование должно позволять идентифицировать обеим сторонам (пользователю и клиенту) услугу, т. е., по крайней мере, соответствовать указанной в прайсе позиции. Ввиду длинного и сложного наименования вида услуги допускается приводить сокращенное наименование, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.

Обоснование позиции:
На основании абзаца девятого п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость). Смотрите также п. 6 Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@.
При этом в силу ч. 17 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абзац девятый п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в отношении указания на кассовом чеке и бланке строгой отчетности наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 года (письмо Минфина России от 04.02.2020 N 03-01-15/6896).
Таким образом, до 01.02.2021 сделано исключение только для индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), применяющих ПСН, УСН или уплачивающих ЕНВД или ЕСХН, которые могут не указывать в кассовых чеках наименование товара (работы, услуги) и его количество (смотрите письмо Межрайонной ИФНС России N 9 по Новгородской области от 17.12.2020 N 11-12/027037, письмо Минфина России от 14.06.2017 N 03-01-15/37032). Следовательно, организация обязана указывать в кассовых чеках наименование товара (работы, услуги) и его количество.
Закон о ККТ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "Наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке. На это указывают и специалисты Минфина России (письма от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, от 15.06.2018 N 03-01-15/41174, от 27.06.2018 N 03-01-15/44369, от 18.05.2018 N 03-01-15/33805) и налоговых органов (письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2019 N 17-26/2/205328@, от 01.08.2019 N 17-15/138092@, от 25.09.2019 N 17-26/2/199220@).
При этом в целях указания наименования товара (работы, услуги), в частности, по мнению представителей финансового департамента и налоговых органов, может быть использован Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите информацию Управления ФНС России по Республике Коми от 24.12.2020, письма Минфина России от 21.01.2017 N 03-01-15/46708, от 04.08.2017 N 03-01-15/49971). Так, в ОКПД 2 в разделе Q "Услуги в области здравоохранения и социальные услуги" услуги в области стоматологии и ортодонтии соответствуют кодам 86.23.11-86.23.19.000.
Тем не менее, в силу положений ОК 034-2014, код 86.23 "Услуги в области стоматологии" определяет только общую направленность деятельности и имеет конкретные подкатегории, что не позволяет с достоверностью определить вид оказанной услуги. Так, в одном из дел, подтверждая правомерность привлечения организации к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, суд отметил, что указания в кассовом чеке наименования услуги по коду ОКВЭД недостаточно для определения вида оказанной услуги, поскольку Общероссийский классификатор предназначен в первую очередь для классификации и кодирования видов экономической деятельности организации и информации о них (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 23.03.2020 N 18АП-20094/19 по делу N А47-13809/2019). Виды экономической деятельности организации и собственно наименование товара, работы, услуги, платежа не являются ни идентичными, ни совпадающими понятиями, наименование конкретного товара, работы, услуги или платежа не может быть заменено указанием на обобщенный код вида деятельности организации в целом (смотрите постановление Пятого ААС от 05.09.2019 N 05АП-5842/19).
Кроме того, в письме от 23.01.2018 N 03-01-15/3441 Минфин России, указывая на отсутствие в Законе о ККТ положений, конкретизирующих требования к реквизиту "наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке, отмечает, что введенные в законодательство изменения призваны создать условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Отметим, что в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы (услуги) в области стоматологии.
При оказании платных медицинских услуг медицинские организации руководствуются Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006) и Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н. Номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
При этом в соответствии с п. 24 Правил N 1006 потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством РФ выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).
Соответственно, по-нашему мнению, для целей абзаца девятого п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в кассовом чеке должно быть указано наименование медицинской услуги в соответствии с указанной Номенклатурой медицинских услуг, так как абзац девятый п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ требует указание именно наименования оказанной услуги. Включенное в чек наименование должно позволять идентифицировать обеим сторонам (пользователю и клиенту) услугу (товар), т. е. по крайней мере соответствовать указанной в прайсе позиции. Ввиду длинного и сложного наименования вида услуги допускается приводить сокращенное наименование, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
Подтверждением тому служит письмо Минфина России от 25.09.2018 N 03-01-15/68652, где сказано, что в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
При этом, исходя из требования указывать в чеке цену (в валюте РФ) за единицу, в чеке, на наш взгляд, нельзя объединять под одним наименованием товары, работы, услуги, имеющие разную стоимость за единицу.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Стоматологическая клиника (юридическое лицо), применяющая УСН, при использовании ККМ в качестве наименования товара указывает обобщенную позицию "Стоматологические услуги". Имеет ли право клиника указывать номенклатуру оказываемых услуг до 01.02.2021? Или эти действия уже сегодня являются нарушением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.);
- Вопрос: ООО, находящееся на общей системе налогообложения, работает по двум видам деятельности - производство металлоконструкций и доборных элементов и оптовая и розничная продажа товаров собственного производства и перепродажа покупного товара. Производство товаров осуществляется Обществом под заказ. С 01.07.2018 ООО обязано установить онлайн-кассу. Какое наименование готовой продукции, изготовленной по индивидуальному заказу, нужно указать в кассовом чеке? Какие предусмотрены штрафные санкции, если в чеке не будет расписываться номенклатура, а будет печататься отсылочная информация на расшифровочный документ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
- Особенности применения номенклатуры медицинских услуг в частном здравоохранении (О.Н. Каминская, Т.Ю. Грачева, журнал "Медицинское право", N 2, март-апрель 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

15 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.