Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду (в частности, пунктом 4 установлена возможность передачи в аренду земельного участка без проведения торгов юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, и т.д.). Вправе ли муниципальное образование заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения, не с юридическим лицом, а с ИП, имеющим соответствующий ОКВЭД?

Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду (в частности, пунктом 4 установлена возможность передачи в аренду земельного участка без проведения торгов юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, и т.д.). Вправе ли муниципальное образование заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения, не с юридическим лицом, а с ИП, имеющим соответствующий ОКВЭД?

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Подпункт 4 данной статьи фактически содержит 3 самостоятельных основания предоставления земельных участков в аренду: 1) для выполнения международных обязательств; 2) юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов; 3) юридическим лицам для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный; 2-е изд., перераб. и доп., под ред. д.ю.н., проф. С.А. Боголюбова). - М.: "Проспект", 2017.).
Определение юридических лиц, уполномоченных на размещение таких объектов, осуществляется без ограничений, за исключением случаев размещения таких объектов в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, а также при размещении объектов, которые подпадают под положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (смотрите Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 июля 2015 г. N Д23и-3071 "О перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов").
При этом, как следует из содержания положений пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (в части размещения предусмотренных нормой объектов), субъектами данной нормы права являются только юридические лица.
Отметим, что данный вопрос был предметом обсуждения в ходе рассмотрения проекта федерального закона N 945097-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, согласно п. 4 Пояснительной записки к проекту федерального закона N 945097-6:
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется предоставление земельных участков для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Вместе с тем на практике нередко возникают случаи, когда строительство объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи осуществляется не только юридическими, но и физическими лицами, прежде всего, для собственных нужд.
В связи с этим предлагается распространить действие подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ на любых лиц, заинтересованных в строительстве таких объектов, независимо от того, являются ли такие лица гражданами или организациями.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2017 г. N 3239-7 ГД "О проекте федерального закона N 945097-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" проект федерального закона N 945097-6 был отклонен.
Полагаем, что причиной отклонения вышеуказанного законопроекта, в части предлагаемых изменений пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, явилась позиция Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, отраженная в заключении на проект федерального закона N 945097-6, в соответствии с которой:
Проектируемая норма в части предоставления земельных участков без проведения торгов юридическим и физическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения, распространение действия подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ на любых лиц, заинтересованных в строительстве таких объектов, независимо от того, физическое или юридическое это лицо, представляется недостаточно обоснованным, поскольку представляется необходимым уточнение механизма реализации данной нормы.
Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" задачи инфраструктурного развития территорий призваны решать органы управления совместно с частными инвесторами на основе соглашений, заключаемых между частным и публичным партнерами в рамках государственно-частного и муниципального частного партнерств.
При этом частным партнером, согласно статье 3 Федерального закона N 224-ФЗ, является российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение.
В связи с изложенным полагаем, что предусмотренное положениями пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ право заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов (в части размещения предусмотренных нормой объектов), может быть реализовано только юридическими лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

23 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.