Организация (ресторан) реализует алкогольную продукцию (есть лицензия) в ходе обслуживания мероприятий (банкетов). В декабре 2019 года был проведен банкет в другом городе. Организация купила алкоголь в ЕГАИС, сделала вскрытие бутылок - именно то количество, которое заказчик заказал. Заказчик просил взять алкоголь с запасом. Запаса не хватило. Снабженец купил в магазине алкоголь как физическое лицо, представил чек. Может ли юридическое лицо, имея лицензию, учесть в расходах алкоголь, поставленный в приход через авансовый отчет и не отраженный в ЕГАИС? Каковы налоговые последствия для организации при приобретении алкогольной продукции в магазине в розницу (через авансовый отчет) без отражения в ЕГАИС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации учет в расходах в целях налогообложения прибыли стоимости алкогольной продукции, приобретенной в розничной сети (магазин) на основании авансового отчета и без отражения в ЕГАИС, несет вполне определенные налоговые риски для организации, поскольку сам факт приобретения алкогольной продукции в указанном порядке противоречит нормам действующего законодательства.
Обоснование вывода:
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями названного закона.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и/или оборот, в частности, алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема ее производства и/или оборота. Под оборотом в Законе N 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Закон N 171-ФЗ", организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять в ЕГАИС с 1 января 2016 г. сведения о закупке алкогольной продукции.
Нормами ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено требование о наличии документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Одним из таких документов является товарно-транспортная накладная.
Соответственно, товарно-транспортная накладная отнесена Законом N 171-ФЗ к числу сопроводительных документов, которые удостоверяют легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Смотрите также разъяснения Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 "Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", письмо УФНС РФ по г. Москве от 29.08.2011 N 16-15/083465@ "О порядке оформления документов при отгрузке спиртосодержащей продукции".
Отсутствие товарно-транспортных накладных как сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, может повлечь для организации привлечение ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Следует отметить, что в письме Минфина России от 07.09.2016 N 03-07-06/52294 по вопросу закупки алкогольной продукции предприятиями отрасли гостеприимства в розничной торговле указано, что закупка алкогольной продукции у организации, осуществляющей розничную продажу такой продукции, с целью ее использования в предпринимательской деятельности не соответствует законодательству РФ.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
А согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К аналогичным выводам приходит Росалкогольрегулирование в информационном сообщении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.06.2016 "Об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами" и обращает внимание руководителей организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, со ссылкой на п. 1 ст. 492 ГК РФ, что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями Закона N 171-ФЗ розничный магазин либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика или непосредственно у производителя, имеющего соответствующую лицензию.
Таким образом, предприятие общепита не имеет права покупать алкоголь в розничном магазине для последующей продажи в целях оказания услуг общественного питания. Данное требование никак не связано с введением ЕГАИС в розничном звене.
Следует отметить, что организации общепита, как покупавшие, так и покупающие в настоящий момент алкоголь в розничных точках для последующей реализации, нарушают действующее законодательство.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
С учетом всего вышесказанного, полагаем, что учет в расходах в целях налогообложения прибыли стоимости алкогольной продукции, приобретенной в розничной сети на основании авансового отчета, несет вполне определенные налоговые риски для организации, поскольку сам факт приобретения алкогольной продукции в указанном порядке противоречит нормам действующего законодательства.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Чистякова Л.В. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. - "ИД "Гросс-Медиа": РОСБУХ, 2018 г.;
- Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 июня 2016 г. "Об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
23 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.