Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП приобрел канцелярские товары в розничном магазине и рассчитался бизнес-картой (то есть картой, привязанной к расчетному счету). Обязан ли продавец в этом случае выдать онлайн-чек с указанием наименования организации и ИНН? В каких случаях необходимо в чеке указывать название организации и ИНН покупателя? В случае если в чеке не указано название организации и ИНН покупателя, возможно ли данный чек отнести к затратам данной организации?

ИП приобрел канцелярские товары в розничном магазине и рассчитался бизнес-картой (то есть картой, привязанной к расчетному счету). Обязан ли продавец в этом случае выдать онлайн-чек с указанием наименования организации и ИНН? В каких случаях необходимо в чеке указывать название организации и ИНН покупателя? В случае если в чеке не указано название организации и ИНН покупателя, возможно ли данный чек отнести к затратам данной организации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указывать в кассовом чеке при расчете корпоративной картой наименование и ИНН покупателя следует в случае возможности установить его статус (организация или ИП). Идентификация клиента может быть проведена на основании предъявляемой доверенности, в случае составления договора, в случае предъявления ИП свидетельства о регистрации, информационного письма ИП, иных документов, достоверно свидетельствующих о том, что расчет предполагается с юридическим лицом или ИП.
Кассовый чек без указания Ф. И. О. и ИНН покупателя, который является организацией или ИП, может быть принят в качестве документа, подтверждающего произведенный при помощи корпоративной карты расчет и расходование средств.
Признание покупателем расходов на основании чека с отсутствующими реквизитами наименования и ИНН покупателя возможно.

Обоснование позиции:
Прежде всего укажем, что в ответе мы не делили ситуацию на случаи "ИП - покупатель" и "ИП - продавец", мы приводим общий подход, который считаем возможным применить в ситуации невключения в чек наименования и ИНН покупателя (клиента) - организации или ИП.

1. Идентификация покупателя (клиента)

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами в силу ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно п. 1.5, 1.12 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "О порядке эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) корпоративная карта представляет собой банковскую карту, которая может быть в виде расчетной (дебетовой) или кредитной карты. Для обслуживания корпоративной карты банк открывает организации специальный банковский счет на основании отдельного договора банковского счета. Как следует из п. 1.5 Положения N 266-П, кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт, держателями которых являются физические лица, в том числе уполномоченные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - держатели).
С использованием корпоративной карты можно совершать операции, указанные в п. 2.5 Положения N 266-П, в частности, получать наличные денежные средства в валюте РФ для осуществления на территории РФ расходов, связанных с деятельностью юридического лица, оплачивать расходы в валюте РФ, связанные с деятельностью юридического лица, и т.д. Денежные средства, списанные с банковского счета организации в соответствии с Положением N 266-П, считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты, то есть снятие наличных денежных средств, равно как и приобретение товаров (работ, услуг) по корпоративной карте организации признается выдачей денег под отчет.
В общем случае, когда подотчетное лицо приобретает ТМЦ (или услуги) от имени организации или ИП, ему необходима доверенность на их получение либо на представление интересов компании (или ИП) (ст. 182 ГК РФ). В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. То есть в случае приобретения ТМЦ от имени организации или ИП за наличный расчет и с использованием, в частности, корпоративной карты, обязанность применить ККТ лежит на продавце (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-01-15/32095).
В материале "Закон 54-ФЗ: ФНС разъяснила нюансы поправок от 3 июля 2018" (интервью с А.В. Будариным, начальником Управления оперативного контроля ФНС России) (журнал "БУХ.1С", N 8, август 2018 г.) приведен вопрос - Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты подпадают под это исключение? Дан ответ - Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты. Рассчитываться корпоративной картой может не только представитель предпринимателя, но и сам ИП.
Реквизиты кассового чека определены в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54, а также в приказе ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее - Приказ), утвердившем дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательные к использованию. При этом ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ дополнена пунктом 6.1 с 1 июля 2019 г. (Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ). Согласно пп.пп. 1, 2 п. 6.1 Закона N 54-ФЗ кассовый чек или БСО, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 этой статьи, должен содержать наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя); ИНН налогоплательщика покупателя (клиента).
Минфин России в письме от 24.10.2018 N 03-01-15/76387 разъясняет, что при осуществлении расчетов подотчетным лицом идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. Далее он упоминает положения Закона N 192-ФЗ о внесении в состав реквизитов чека наименования покупателя (клиента) (наименования организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и ИНН покупателя (клиента), сообщая, что данные положения вступают в силу с 01.07.2019. И что указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций (добавим от себя - или ИП).
В случае если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (что, например, могло быть достигнуто предъявлением подотчетным лицом доверенности), ККТ применяется продавцом в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом. Об этом же сказано в письмах Минфина России от 19.10.2018 N 03-01-15/75371, от 01.10.2018 N 03-01-15/70143, от 11.09.2018 N 03-01-15/65032 и многих других, а также в п. 2 письма ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, письмах УФНС России по г. Москве от 14.08.2018 N 17-15/176342@, УФНС по Новгородской области от 17.08.2018 N 9-18/09400.
Как видим, нам предлагают идентифицировать покупателя на основании доверенности или договора. Если же корпоративной картой расплачивается сам ИП, оформление доверенности на него излишне. Поскольку и договор в подобной ситуации в большинстве случаев не заключается, представляется, что подтвердить свой статус ИП может копией свидетельства о регистрации ИП и (или) информационным письмом (поскольку ни законодатель, ни Минфин России, ни ФНС не разъяснили нам, какой документ должен быть использован в этом случае). Приходится признать, что проблема установления статуса покупателя (клиента) (поскольку в этом заинтересован ИП - покупатель (цель - признание расходов)), все же лежит на нем. Сказанное касается и покупателя организации.
Приведем еще один аргумент в пользу осознанных действий ИП по подтверждению собственного статуса при приобретении ценностей. Гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено (п. 4 постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П). При этом ИП средства, оставшиеся после налогообложения, может расходовать по своему усмотрению*(1). Распоряжаться своими денежными средствами ИП может, в частности, расплачиваясь корпоративной картой. Поэтому он вполне может закупать канцтовары и для своих личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В этом случае его идентификация не требуется, он выступает в качестве покупателя физического лица. Но в ином случае, когда ИП рассчитывается именно в связи с ее ведением, ему важно подтвердить свой статус.
Возвращаемся к корпоративной карте. Кассир продавца, даже если и имеет представление о том, что корпоративная карта "привязана" к расчетному счету организации или ИП (вопрос, каким образом такая привязка может быть определена, мы не рассматриваем), в отсутствие на ней ИНН и наименования организации или ИП (полагаем, что на ней указаны Ф. И. О. держателя карты (подотчетного лица) или самого ИП), не может достоверно определить статус покупателя. Получается, что для того, чтобы идентификация покупателя организации или ИП была совершена, нужно предъявлять кассиру либо доверенность, либо свидетельство о регистрации ИП (копия), либо иной документ, достоверно исходящий от покупателя со статусом организации или ИП, либо должен быть заключен договор. И в этом случае кассовый чек после 01.07.2019 должен включать обсуждаемые реквизиты*(2).

2. Признание расходов

Минфин России в письме от 31.05.2018 N 03-03-06/1/37141 указал: если при осуществлении расчетов применялась ККТ, то оправдательные документы (к авансовому отчету) должны быть сформированы в соответствии с положениями Закона N 54-ФЗ. Отметим, что в качестве первичного документа кассовый чек подтверждает только факт произведенного расчета. Также добавим, что распечатанный онлайн-чек не будет иметь обязательных реквизитов в части указания ответственного лица и его подписи со стороны продавца (п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) даже при наличии всех прочих обязательных реквизитов первичного учетного документа, которые упомянуты среди обязательных реквизитов чека ККТ. То есть к распечатанному онлайн-чеку в общем случае может быть приложен надлежащий первичный учетный документ, соответствующий требованиям части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в котором имеют место такие реквизиты, как ответственное лицо (продавец) и его подпись.
Особенностью рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что продавец выдает кассовый чек без указания наименования и ИНН покупателя (клиента) в отсутствие его идентификации в качестве организации или ИП. Это означает, что в данном случае сформировать первичные документы в соответствии с положениями Закона N 54-ФЗ, как это было указано в письме Минфина России от 31.05.2018 N 03-03-06/1/37141, у покупателя не получится (два реквизита отсутствуют).
Однако погрешности оформления сделки, в частности неподтверждение расчетов между сторонами в соответствии с Законом N 54-ФЗ, еще не означают, что сделка не была исполнена. О сделке могут свидетельствовать, как в рассматриваемой ситуации, иные документы. В частности, о списании денежных средств с корпоративной карты будет свидетельствовать слип электронного терминала, а о передаче ТМЦ может свидетельствовать накладная (однако и она в нашем случае не оформляется). Например, в письме Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121 говорится, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ в соответствии с нормами Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ организации и ИП обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом) (смотрите также письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392). В нашем случае мы получаем от продавца чек, что служит подтверждением факта расчета, пусть такой чек и не содержит ИНН и наименование покупателя. Итак, расчет подтвержден.
В этой связи считаем, что ошибки, связанные с документальным оформлением расчетов, допущенные со стороны продавца, как при осуществлении сделки по карте через подотчетное лицо, так и в случае расчета корпоративной картой самим ИП, не выступают для покупателя основанием для того, чтобы не исполнять обязанность по оприходованию имущества, приобретенного за счет средств организации или ИП, в бухгалтерском учете. Нарушения, допущенные продавцом при документальном оформлении расчетов за товар, не освобождают организацию или ИП от обязанности по отражению стоимости актива и затрат на его приобретение в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для ИП этот посыл становится актуальным, если он ведет бухгалтерский учет, а для организации он обязателен.
Напомним, что даже полное отсутствие первичных документов от продавца*(3) не отменяет общеустановленного порядка оприходования ТМЦ, в том числе приобретенных подотчетными лицами (п.п. 56, 47, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н)). Так, организация наделена обязанностью разрабатывать внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, в частности, формы первичных документов по приему материально-производственных запасов (абзац второй п. 3, п. 9 Методических указаний, ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В отношении налогового учета, как установлено ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
А согласно норме абзаца пятого ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. То есть налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе составленные самим налогоплательщиком, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы по налогу на прибыль (абзацы девятый-двенадцатый ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372).
Минфин России в письме от 18.02.2019 N 03-03-06/1/10344 сообщил (со ссылкой на нормы ст. 313 НК РФ), что кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Если же кассовый чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то при выполнении условий ст. 252 НК РФ такой чек может являться документом, подтверждающим экономическую обоснованность понесенных расходов. Как видим, возможность подтвердить чеком понесенные расходы в принципе имеется. Но в случае, если он не содержит дополнительных реквизитов, должны иметься первичные документы с соответствующими реквизитами (в письме они перечислены).
Поэтому мы считаем, что совокупность таких первичных документов, разработанных организацией или ИП, с кассовым чеком, пусть и не содержащим наименование и ИНН покупателя (клиента) организации или ИП, позволяет признать расходы на приобретение ТМЦ в целях налогообложения. Смотрите также Вопрос: Сотрудник организации находится в командировке (служебной поездке), рассчитывается наличными за проживание и приобретает товарно-материальные ценности. В чеке ККМ за проживание и ТМЦ должны быть указаны ИНН и наименование организации? На основании какого документа подотчетного лица происходит идентификация организации как клиента (в настоящее время оформляется приказ о командировке)? Может ли кассовый чек, в котором отсутствуют наименование и ИНН предприятия-покупателя, служить документальным подтверждением признаваемых расходов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.).
Если же ИП не ведет бухгалтерский учет и первичные документы, подтверждающие оприходование и списание товара, не составляет, отразить затраты следует в регистрах налогового учета (поскольку налоговый учет он вести обязан). Налоговые регистры и кассовый чек, на наш взгляд, позволяют признать расходы на покупку канцтоваров при налогообложении. Оприходовав ТМЦ с использованием программы ведения учета, ИП может распечатать сформированный документ, поставить подпись, прикрепить к нему кассовый чек. Отсутствие в чеке его наименования и ИНН не препятствует внесению данных в программу учета.

3. Ответственность за неприменение ККТ

Статья 14.5 КоАП РФ определяет ответственность, в частности, за неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях. Так, ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка и условий ее применения (смотрите письма ФНС России от 13.12.2018 N ЕД-4-20/24234@, УФНС России по г. Москве от 26.12.2018 N 17-26/2/266814@).
Мы полагаем, что в случае расчета корпоративной картой невключение реквизитов в кассовый чек из-за отсутствия возможности идентифицировать клиента по причине непредъявления кассиру информации о его наименовании и ИНН, не будет являться нарушением законодательства о применении ККТ (с позиции доказанности наличия вины пользователя - п.п. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Может ли ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы" и патентная система налогообложения), открыв корпоративную карту, привязанную к расчетному счету в банке, рассчитываться ею за покупки для собственных нужд, а не только для бизнеса? Будут ли какие-то негативные последствия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.);
- Вопрос: Подотчетное лицо ООО приобрело товар у другого ООО (розничная торговля запчастями для автотранспорта). Товар приобретен без доверенности от организации, выписанной на имя работника. Продавцом был выдан не товарный чек, а расходная накладная, а также слип электронного терминала. Покупатель расплатился корпоративной картой, которую предъявил продавцу. Продавец утверждает, что он не обязан применять онлайн-кассу, поэтому не выдал кассовый чек покупателю. Может ли продавец не применять онлайн-кассу? Возможно ли на основании данных документов отразить стоимость товара и расходы по его приобретению в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.);
- Вопрос: Сотрудник принес документы от ИП за автомойку служебного автомобиля. Он оплатил услуги своей банковской картой. Среди документов - мягкий товарный чек и чек терминала банка. В практике организации распространена закупка через подотчетных лиц различных товарных материальных ценностей для обслуживания и обеспечения надлежащей работоспособности служебных автомобилей. Каковы требования, которым должны удовлетворять оправдательные документы, прикладываемые подотчетными лицами к авансовым отчетам, включая возможность подтверждения расходов кассовыми чеками, полученными в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

1 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, Вопрос: Может ли ИП, применяющий УСН, расходовать на свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью, наличные денежные средства и денежные средства, находящиеся на расчетном счете в банке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).
*(2) В настоящее время номера версий формата фискальных документов (ФФД), применяемых в ККТ, в Приказе обозначены как ФФД 1.05 и ФФД 1.1. Причем в настоящий момент для одной из версий применяемой ФФД (1.05) реквизит кассового чека "ИНН покупателя (клиента)" является рекомендуемым.
Так, в отношении реквизита ИНН покупателя (клиента) (тег 1228) значение атрибута "Обяз." принимает значение "6" (Таблица 19) и указывается как в печатной, так и в электронной форме ФД (в графе Форм Таблицы 19 указано ПЭ):
- для версии ФД 1.05 реквизит со значением "6" рекомендуется включать в предусмотренном формате в случаях, указанных в примечании (п. 2 Таблицы 3);
- а для версии 1.1 - реквизит должен быть в предусмотренном формате в случаях, указанных в примечании к указанному реквизиту. Реквизит может не включаться в состав ФД в иных случаях (п. 3 Таблицы 3).
Это позволяет говорить о наличии некоторых противоречий между нормами Закона о ККТ (а именно пп. 2 п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ (обязательность реквизита после 01.07.2019) и Приказом. При этом Закон о ККТ имеет большую юридическую силу, чем Приказ. Но сказанное означает, что в настоящее время не исключено использование продавцами товаров ККТ (включенных в Реестр ККТ) с версиями ФФД, где в чеках обсуждаемые реквизиты в обязательном порядке не формируЮтся. То есть такая ситуация в принципе возможна.
Как мы поняли, в данном случае такая возможность в применяемых версиях ФФД имеется.
*(3) Но при приобретении товаров (работ, услуг) у ИП надлежаще оформленных первичных документов может не быть в принципе, поскольку в силу п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ. При этом неоднозначным, по нашему мнению, является утверждение о праве ИП не формировать первичные учетные документы. Однако если исходить из понимания "бухгалтерского учета", определенного в ч. 2 ст. 1 Закона N 402-ФЗ как формирование документированной систематизированной информации, в том числе о сделках, операциях и т.д. (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ), то под освобождением ИП от ведения бухгалтерского учета можно понимать и освобождение от оформления первичных документов в соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ.