Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП заключает рамочный договор. Конкретные виды работ/услуг будут выполняться лицом, заключившим такой договор, на основании отдельных заявок. Для присоединения к рамочному договору лицо, помимо выражения согласия путем простановки соответствующей отметки ("галочки") с условиями оферты в мобильном приложении на смартфоне ИП, обязано будет зарегистрироваться в приложении, сообщить свои данные (в том числе номер телефона) и, возможно, пройти процедуру верификации. Законно ли будет подписание оферты со стороны контрагента путем проставления им "галочки" в знак согласия с условиями оферты в мобильном приложении на смартфоне?

ИП заключает рамочный договор. Конкретные виды работ/услуг будут выполняться лицом, заключившим такой договор, на основании отдельных заявок. Для присоединения к рамочному договору лицо, помимо выражения согласия путем простановки соответствующей отметки ("галочки") с условиями оферты в мобильном приложении на смартфоне ИП, обязано будет зарегистрироваться в приложении, сообщить свои данные (в том числе номер телефона) и, возможно, пройти процедуру верификации. Законно ли будет подписание оферты со стороны контрагента путем проставления им "галочки" в знак согласия с условиями оферты в мобильном приложении на смартфоне?

Прежде всего отметим, что по общему правилу, установленному п. 2 ст. 432 и ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, то есть полного и безоговорочного ответа о принятии условий оферты (п. 1 ст. 438 ГК РФ). При этом оферта может быть публичной, то есть адресованной неограниченному кругу лиц (ст. 426 ГК РФ).
Приведенные нормы не устанавливают, в какой форме может быть выражен акцепт на принятие оферты, однако из совокупного толкования ст. 158, ст. 160, ст. 434 и ст. 438 ГК РФ следует, что акцепт обязательно должен выражаться в действии (так как молчание по общему правилу не является акцептом), состоящем в устном согласии (устная форма договора); в подписании единого документа, содержащего условия договора; в направлении документа с использованием вида связи, позволяющего установить отправителя; в исполнении условий договора, содержащихся в оферте.
Как видим, вышеизложенные способы выражения акцепта не содержат прямого указания на возможность акцептовать оферту, размещенную в сети Интернет или мобильном приложении, посредством простановки какого-либо символа ("галочки") и (или) нажатием кнопки согласия на сайте или в приложении.
Правда, нормы п. 2 ст. 434 ГК РФ указывают на то, что договор может быть заключен путем обмена электронными документами, под которыми понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту. Однако, во-первых, остается неясным, насколько с технической точки зрения простую простановку символа или нажатие кнопки согласия можно считать направлением оференту информации о полном и безоговорочном принятии оферты*(1), а во-вторых, в случае возникновения спора возникает проблема доказывания того, что соответствующая информация была направлена тем лицом, которое пытаются признать стороной договора. К сожалению, правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Вместе с тем нам встретились судебные акты, признающие заключенными путем совершения конклюдентных действий (п. 2 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ) те договоры, публичная оферта на совершение которых размещена на сайте в сети Интернет или мобильном приложении и содержит указания на определенные действия, которые на этом же сайте или в этом же приложении необходимо совершить лицу, акцептующему эту оферту, и которые будут свидетельствовать о ее полном и безоговорочном принятии.
В частности, в одном из случаев условия оферты напрямую предусматривали, что договор на приобретение авиабилетов считается заключенным в момент проставления отметки в виде "галочки" в графе "Я принимаю соглашение и условия возврата и обмена" на последнем этапе оформления Заказа на сайте либо нажатия на кнопку "Купить билет" в мобильном приложении (апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20.03.2018 по делу N 33-11423/2018).
В других случаях подобными действиями выступили регистрация пользователя на сайте и (или) создание им личного кабинета (смотрите, например, апелляционное определение Липецкого областного суда от 19.07.2017 по делу N 33-2664/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 N 09АП-15200/18, определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2014 по делу N А40-111306/2014, введение в личном кабинете на сайте кода, направленного путем СМС-сообщения на номер мобильного телефона гражданина (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 21.12.2016 по делу N 2-3272/2016).
В связи с изложенным можно предположить, что если в условиях самой оферты, указанной в вопросе, проставление "галочки" в мобильном приложении или совершение иных определенных действий четко названо в качестве конклюдентных действий, свидетельствующих об акцепте этой оферты, и у оферента будут иметься в наличии доказательства, подтверждающие, что указанные действия совершило конкретное лицо, с которым оферент считает себя связанным договором, такой договор будет признан заключенным.
Тем не менее в отсутствие прямых норм, регулирующих подобный способ заключения договора, окончательное решение по данному вопросу может принять лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

13 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").