Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе. ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету. Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?

ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе. ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету. Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?

1. Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплексов основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). В свете такого максимально обобщенного определения полагаем, что деятельность по обучению в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела должна рассматриваться (в том числе компетентными органами) именно как образовательная деятельность (смотрите также п. 18 (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) и 19 (реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки) Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности).
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также частью 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. При этом соискателями соответствующих лицензий согласно части 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ выступают образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. То есть, исходя из буквального толкования закона, индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги лично, без привлечения других лиц, вправе работать без оформления лицензии. Если же он привлекает к осуществлению такой деятельности педагогических работников (в данном случае непринципиально происходит это на основании трудового или гражданско-правового договора), ему необходима лицензия (смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
2. При осуществлении образовательной деятельности индивидуальный предприниматель вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от его места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п.п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966). В частности, к таковым отнесены:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Однако при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Поэтому в общем случае индивидуальному предпринимателю достаточно представить подписанную им справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. "и" п. 10 Положения N 966, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244). При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие соответствующего программного обеспечения (интернет-браузер) и подключения к сети Интернет.
3. Стоимость государственной пошлины за первичную выдачу лицензии составляет 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим также, что за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения лицензии возможно привлечение к административной (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2018 г.