Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП (ЕНВД) оказывает автотранспортные услуги. 26 октября 2016 года ИП подал уведомление в налоговый орган о снятии с учета в связи со сменой прописки. В заявлении код причины был указан "4 - иное". В новый налоговый орган того же муниципального образования (г. Нижний Новгород) ИП было подано заявление о постановке на учет ИП в качестве налогоплательщика ЕНВД и получено соответствующее уведомление. Впоследствии в данном налоговом органе принимали налоговые декларации по ЕНВД за IV квартал 2016 года и последующие периоды. В настоящий момент налоговый орган отказывается выдавать уведомление о снятии с учета ИП в письменном виде, утверждая, что в заявлении не корректно указана причина снятия. Какие последствия возможны в данной ситуации? Возможно ли привлечение ИП к ответственности в данной ситуации?

ИП (ЕНВД) оказывает автотранспортные услуги. 26 октября 2016 года ИП подал уведомление в налоговый орган о снятии с учета в связи со сменой прописки. В заявлении код причины был указан "4 - иное". В новый налоговый орган того же муниципального образования (г. Нижний Новгород) ИП было подано заявление о постановке на учет ИП в качестве налогоплательщика ЕНВД и получено соответствующее уведомление. Впоследствии в данном налоговом органе принимали налоговые декларации по ЕНВД за IV квартал 2016 года и последующие периоды. В настоящий момент налоговый орган отказывается выдавать уведомление о снятии с учета ИП в письменном виде, утверждая, что в заявлении не корректно указана причина снятия. Какие последствия возможны в данной ситуации? Возможно ли привлечение ИП к ответственности в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если предприниматель в рассматриваемой ситуации не представил в налоговый орган по прежнему месту жительства налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2016 года, он может быть привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 119 НК РФ. Кроме того, следствием этого может являться и приостановление налоговым органом операций по счетам предпринимателя в банках, а также переводов его электронных денежных средств.
Также можно предположить, что формально до момента снятия предпринимателя с учета по прежнему месту жительства соответствующий налоговый орган будет исходить из необходимости уплаты им ЕНВД и представления налоговых деклараций по данному налогу по прежнему месту жительства. Не исключено, что невыполнение предпринимателем таких действий может привести, в частности, к попытке привлечения его к ответственности на основании ст.ст. 119, 122 НК РФ и начисления пени.

Обоснование позиции:
Вопросы, связанные с постановкой на учет и снятием с учета в налоговых органах лиц в качестве налогоплательщиков ЕНВД, регулируются нормами главы 26.3 НК РФ.
Изначально индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков данного налога в налоговом органе по месту своего жительства, то есть по адресу своей регистрации по месту жительства (п. 2 ст. 11, пп. 5 п. 2 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.28 НК РФ).
Перечень оснований для снятия налогоплательщика ЕНВД с учета в налоговом органе приведен в абзаце третьем п. 3 ст. 346.28 НК РФ. Изменение места жительства (места прописки) предпринимателя в нем не поименовано. Вместе с тем на практике в таких случаях предприниматели также изменяют место учета в качестве налогоплательщика ЕНВД на налоговый орган по новому месту жительства. При этом данная процедура положениями главы 26.3 НК РФ не регламентирована.
На наш взгляд, предпринимателям в таких случаях можно ориентироваться на порядок действий, рекомендованный в письме ФНС России от 21.08.2013 N НД-4-14/15178@ организации в схожей ситуации (в связи с изменением места ее нахождения), а именно:
1. Представить в налоговый орган по прежнему месту жительства:
- заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-4, утвержденная приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@ (далее - Приказ)) (далее - заявление о снятии с учета);
- налоговую декларацию по ЕНВД в отношении транспортных услуг за период, в котором предприниматель состоял на учете в указанном налоговом органе.
2. Представить в налоговый орган по новому месту жительства:
- заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-2, утвержденная Приказом);
- налоговую декларацию по ЕНВД в отношении транспортных услуг за период с даты постановки на учет предпринимателя в указанном налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД до конца соответствующего налогового периода (квартала).
Согласно п. 5 Порядка заполнения формы заявления о снятии с учета, утвержденного Приказом, в поле "Прошу в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ снять с учета индивидуального предпринимателя в связи", состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
- "1" - с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД;
- "2" - с переходом на иной режим налогообложения;
- "3" - с нарушением требований, установленных пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ;
- "4" - иное. Цифра 4 указывается в случае сообщения индивидуальным предпринимателем о прекращении отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности.
По нашему мнению, ни одно из перечисленных оснований прямо не подходит под анализируемый случай. Официальных разъяснений о порядке заполнения указанного поля заявления о снятии с учета нами не обнаружено.
При этом из письма ФНС России от 27.02.2017 N СД-3-3/1305@ прослеживается, что при получении налоговым органом от налогоплательщика заявления о снятии с учета, на первой странице которого в качестве причины снятия с учета указана цифра "4", уведомление о снятии налогоплательщика с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД (далее - уведомление о снятии с учета) не формируется.
Учитывая это, считаем, что наиболее простым путем получения уведомления о снятии с учета в данном случае будет являться повторное представление предпринимателем заявления о снятии с учета согласно требованию налогового органа по прежнему месту жительства. В противном случае для получения данного уведомления предпринимателю, вероятнее всего, придется обжаловать бездействие должностных лиц налогового органа в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).
Поскольку сложившаяся ситуация находится вне четкого правового регулирования, достоверно определить ее налоговые последствия не представляется возможным.
Из приведенных разъяснений ФНС России следует, что предприниматель в данном случае должен был отчитаться по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в налоговый орган не только по новому, но и по прежнему месту жительства. В этой связи к предпринимателю, не отчитавшемуся за указанный налоговый период в налоговый орган по прежнему месту жительства, могут быть применены санкции на основании п. 1 ст. 119 НК РФ. Кроме того, следствием этого может являться и приостановление налоговым органом операций по счетам предпринимателя в банках, а также переводов его электронных денежных средств (пп. 1 п. 3, пп. 2 п. 11 ст. 76 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-02-08/38541).
На наш взгляд, с налогового периода, следующего за периодом изменения места постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, то есть с 1 квартала 2017 года, предприниматель должен уплачивать ЕНВД и отчитываться по данному налогу только в налоговый орган по новому месту жительства (п.п. 1, 3 ст. 346.32 НК РФ).
Однако можно предположить, что формально до момента снятия предпринимателя с учета по прежнему месту жительства соответствующий налоговый орган будет исходить из необходимости уплаты им ЕНВД и представления налоговых деклараций по данному налогу по прежнему месту жительства. Не исключено, что невыполнение предпринимателем таких действий может привести, в частности, к попытке привлечения его к ответственности на основании ст.ст. 119, 122 НК РФ и начисления пени (ст. 75 НК РФ).
В то же время, при условии надлежащего исполнения предпринимателем перечисленных обязанностей по новому месту жительства, по которому он был поставлен на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, такие действия, на наш взгляд, нельзя признать правомерными. Но и в таком случае предприниматель должен быть готов отстаивать свою точку зрения в том числе в суде.
Составов иных налоговых правонарушений, которые могут быть вменены предпринимателю в рассматриваемой ситуации, мы не видим (см. главу 16 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Контроль за своевременным представлением отчетности в налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

9 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.