Будет ли признано приобретение стенда по охране труда за счет средств ОМС нецелевым расходом?
Учреждение здравоохранения Краснодарского края в 2023 году приобрело за счет средств ОМС стенд по охране труда.
Можно ли медицинскому учреждению за счет средств ОМС приобрести стенд по охране труда?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы медицинского учреждения на приобретение стенда по охране труда могут быть квалифицированы в качестве нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Обоснование позиции:
Организация стендов по охране труда регламентируется законодательно. Статьей 214 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на их рабочих местах. При этом в качестве одной из форм информирования работников является размещение плакатов и листовок, содержащих информацию о трудовых правах работников, на рабочих местах в структурных подразделениях работодателя, кабинетах охраны труда, уголках охраны труда, а также в общедоступных местах на территории работодателя (подп. а) п. 2 Приложения N 1 к приказу Минтруда России от 29.10.2021 N 773н).
Следует отметить, что приобретение стендов, наглядных материалов для проведения инструктажей по охране труда относится к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда (п. 20 Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н).
В свою очередь, согласно ст. 225 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Например, Законом Краснодарского края от 03.06.1998 N 133-КЗ "Об охране труда" допускается привлечение средств бюджета Краснодарского края (см. ч. 1 ст. 14 обозначенного Закона).
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ).
При оценке возможности использования учреждением средств ОМС для оплаты тех или иных расходов следует проанализировать:
- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (в рассматриваемом случае - Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 28.12.2022, далее - Тарифное соглашение);
- необходимы ли эти затраты для обеспечения медицинской деятельности учреждения, используются ли они (непосредственно или косвенно) в оказании медицинских услуг, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (базовой или территориальной);
- не предусмотрен ли законодательно иной источник покрытия расходов.
В рассматриваемом случае учреждение здравоохранения в 2023 году приобрело за счет средств ОМС стенд по охране труда.
Структура тарифа по ОМС предусматривает расходы на закупку основных средств, относящегося к группе производственного и хозяйственного инвентаря (в 2023 году - стоимостью до 100 000 руб. за единицу), а также прочих материальных запасов (п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, п. 3.1 Тарифного соглашения).
Однако приобретение стендов является исполнением общих требований охраны труда и не связано непосредственно с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС данным учреждением.
Согласно разделу XII "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации в том числе на приобретение основных средств и материальных запасов, как непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, так и необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но непотребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Считаем необходимым уточнить, что при анализе допустимости оплаты за счет средств ОМС затрат, требуемых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, т.е. являющихся косвенными (или общехозяйственными), суды исходят из влияния таких затрат на деятельность, связанную с предоставлением медицинской помощи, а не на решение иных задач, например, требуемых для осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности объектов, или по соблюдению требований пожарной безопасности, или по обучению сотрудников по программам охраны труда (см., например, решение АС Кировской области от 25.04.2025 по делу N А28-8450/2024 - стенды пожарной безопасности и мероприятий в области противодействия терроризму; постановление АС Волго-Вятского округа от 11.04.2024 N Ф01-1179/24 - обучение по немедицинским направлениям).
Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации медицинскому учреждению следует проанализировать, насколько представленная на стенде по охране труда информация может быть связана с оказанием медицинской помощи/услуг. Например, стенд по охране труда может содержать информацию по эксплуатации установленного в кабинете медицинского оборудования или служить только для ознакомления сотрудников с общими вопросами охраны труда (предоставлением перерывов, порядка расследования несчастных случаев и т.п.).
Кроме того, если учреждение финансируется не только за счет ОМС, но также имеет возможность:
- получать целевые субсидии за счет средств регионального бюджета на текущие расходы, не покрываемые программой ОМС,
- осуществлять оказание платных услуг,
то, следовательно, на выполнение мероприятий по улучшению условий и охране труда кроме средств ОМС также могут быть привлечены иные средства.
Таким образом, если рассматриваемый стенд по охране труда содержит информацию, которая не может повлиять на качество и полноту выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным лицам, полагаем, что расходы медицинского учреждения на его приобретение с большой долей вероятности могут быть квалифицированы в качестве нецелевого использования средств ОМС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Ответ прошел контроль качества
22 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.