Необходимо ли проводить инвентаризацию счетов санкционирования при реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения?
Необходимо ли проводить инвентаризацию счетов санкционирования при реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с нормами действующего законодательства инвентаризация на счетах санкционирования не относится к обязательной процедуре, в том числе при реорганизации бюджетного учреждения, если иное не будет установлено учетной политикой реорганизуемого учреждения. Согласно определениям активов и обязательств показатели, отраженные на счетах санкционирования расходов экономического субъекта, не являются объектами инвентаризации.
Вместе с тем на основании показателей, отражаемых на счетах санкционирования, формируются данные некоторых форм бухгалтерской отчетности. Поэтому считаем, что в целях формирования бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения при реорганизации инвентаризация счетов санкционирования целесообразна и желательна.
Обоснование вывода:
Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 80 Стандарта "Концептуальные основы"). В каждой организации бюджетной сферы должен быть разработан Порядок проведения инвентаризации в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - Общие требования). Методические рекомендации к Общим требованиям доведены письмом Минфина России от 01.07.2024 N 02-06-06/61122.
Одним из обязательных случаев проведения инвентаризации является реорганизация бюджетного учреждения. Так, в соответствии с п. 81 Инструкции N 33н данные, отраженные в отчетности реорганизуемого (преобразуемого) либо ликвидируемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств. Результаты инвентаризации реорганизуемого (упраздняемого, ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения (п. 82 Стандарта "Концептуальные основы").
Таким образом, объектами инвентаризации при реорганизации должны являться активы и обязательства.
Однако перечень объектов бухгалтерского учета несколько шире перечня объектов инвентаризации, что указывает на отсутствие обязанности инвентаризировать такие объекты учета, как доходы и расходы, а также иные объекты учета, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета (например, показатели на счетах санкционирования).
Так, активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 Стандарта "Концептуальные основы"). Под имуществом следует понимать нефинансовые активы, денежные средства, ценные бумаги и другие финансовые активы, имущественные права (в том числе дебиторскую задолженность) (ст. 128 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
В свою очередь, обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды (п. 39 Стандарта "Концептуальные основы"). Обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).
Таким образом, обязанность в проведении инвентаризации при реорганизации существует только по счетам, на которых учитываются объекты бухгалтерского учета, являющиеся активами или обязательствами. Следовательно, инвентаризацию по счетам санкционирования проводить не обязательно. Согласно определениям активов и обязательств показатели, отраженные на счетах санкционирования расходов учреждения, не являются объектами инвентаризации.
Кроме того, указанных объектов нет в инвентаризационных описях и в Акте о результатах инвентаризации (ф. 0510463), а также непосредственно обязательства в понимании Стандарта "Концептуальные основы" - это балансовые показатели. Общими требованиями к инвентаризации не установлено такого объекта инвентаризации, и из описания способов (методов) проведения инвентаризации четко следует, что счета санкционирования не инвентаризируются.
Вместе с тем на основании показателей, отражаемых на счетах санкционирования, формируются данные некоторых форм бухгалтерской отчетности. Поэтому, на наш взгляд, в целях формирования бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения при реорганизации инвентаризация счетов санкционирования целесообразна и желательна.
В случае принятия решения о проведении инвентаризации обязательств, отраженных на балансовых счетах, с одновременной выверкой показателей на счетах санкционирования расходов (в частности, выверкой показателей принятых денежных обязательств) особенности проведения такой инвентаризации устанавливаются организацией бюджетной сферы самостоятельно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
22 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.