Будет ли финансовый орган муниципального образования являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля в том случае, если полномочия, предусмотренные ст. 269.2 БК РФ, возложены на одного из должностных лиц финансового органа?
Будет ли финансовый орган муниципального образования являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля в том случае, если полномочия, предусмотренные ст. 269.2 БК РФ, возложены на одного из должностных лиц финансового органа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В случае наделения одного из должностных лиц финоргана муниципального образования полномочиями, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, финансовый орган не может являться объектом контроля при осуществлении должностным лицом указанных полномочий.
Обоснование позиции:
Внутренний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющихся органами местных администраций (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Бюджетное законодательство не содержит положений, предусматривающих осуществление внутреннего муниципального финансового контроля исключительно отдельным, специально созданным для этих целей органом местной администрации. По этой причине внутренний муниципальный финансовый контроль вполне может осуществляться структурным подразделением финансового органа муниципального образования, на который возложены соответствующие полномочия (смотрите письмо Минфина России от 15.10.2020 N 02-09-07/90306).
Между тем из положений п. 3 ст. 269.2 БК РФ следует, что внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства России, которые должны содержать, среди прочего, принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Одним из принципов контрольной деятельности в рамках осуществления ВГ(М)ФК является принцип независимости, который означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов государственного (муниципального) финансового контроля и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении (п. 5 ФС ВГ(М)ФК "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"). Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том числе и в том, что они не являлись в проверяемый период и в году, предшествующему проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля п. 1 ст. 269.2 БК РФ отнесены среди прочего контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании.
Тем временем абзац первый п. 2 ст. 154 БК РФ предусматривает, что финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Кроме того, финансовые органы муниципальных образований составляют бюджетную отчетность муниципальных образований на основании бюджетной отчетности главных администраторов доходов местного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, главных распорядителей средств местного бюджета (п. 2 ст. 264.2 БК РФ). Финансовому органу муниципального образования на основании абзаца первого п. 6 ст. 264.1 БК РФ даже могут быть переданы полномочия органов местной администрации (их подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности.
В письме Минфина России от 18.12.2013 N 02-06-010/54151 отмечается, что если в функциях должностного лица одновременно объединяются как функции финансового контроля, так и функции ведения учета, возникает конфликт интересов. Очевидно, что аналогичный конфликт интересов возникает и в том случае, если должностное лицо финансового органа муниципального образования принимает участие в организации исполнения местного бюджета и одновременно осуществляет контрольную деятельность в рамках внутреннего муниципального финансового контроля. Такой подход не позволит в полной мере обеспечить соблюдение принципа независимости.
Таким образом, в случае наделения финансового органа муниципального образования полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля состав его структурных подразделений должен быть сформирован таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения: структурные подразделения (должностные лица), осуществляющие полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю, должны обладать организационной и функциональной автономией по отношению к структурным подразделениям (должностным лицам), осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета (смотрите письмо Минфина России от 25.11.2013 N 02-11-010/50647).
Вместе с тем обращаем внимание на то, что, по мнению специалистов финансового ведомства, в случае если руководитель органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (органа исполнительной власти, в состав которого входит структурное подразделение, осуществляющее полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю) (далее - Орган) принимает управленческие решения, касающиеся финансово-хозяйственной жизни Органа, а также деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, то руководитель Органа несет ответственность как в части осуществления Органом бюджетного процесса, так и в части осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи чем не может являться объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (смотрите письмо Минфина России от 03.12.2020 N 02-09-07/106844.
В случае наделения одного из должностных лиц финоргана муниципального образования полномочиями, предусмотренными ст. 269.2 БК РФ, финансовый орган не может являться объектом контроля при осуществлении должностным лицом указанных полномочий.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль (май 2025);
- Вопрос: Допустимо ли возложение полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на финансовый орган муниципального образования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.);
- Вопрос: Какими нормативными правовыми актами может устанавливаться организационная и функциональная независимость органа внутреннего финансового контроля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
действительный государственный советник 1 класса, кандидат юридических наук Курмангалиев Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
23 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.