Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить задолженность по авансовому платежу, если контрагент банкрот?

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить задолженность по авансовому платежу, если контрагент банкрот?

В декабре 2022 года был перечислен аванс подрядчику по неверному муниципальному коду субсидии на иные цели в размере 30% от суммы контракта (КФО 5). Работы подрядчик выполнил, но по другому коду субсидии в полном объеме. В декабре 2024 года учреждение оплатило ему сумму по контракту полностью, с условием, что ООО вернет сумму аванса на счет учреждения. Однако оказалось, что ООО банкрот.
Как данную ситуацию отразить в бухгалтерском учете?
Аванс отражен на начало года на счете 5 206 26 000, в отчете за 1 квартал перенесен на счет 5 209 34 000.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, при ведении претензионной работы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".

Дальнейшее отражение рассматриваемой ситуации зависит от ряда обстоятельств. При наличии правовых оснований в бюджетном учреждении может быть принято решение о списании дебиторской задолженности на забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность", при отсутствии и в случае проведения процедур взыскания задолженности с контрагента - дебиторская задолженность продолжает учитываться на балансе.

Обоснование вывода:

Расчеты организации бюджетной сферы по предоставленным в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам), а также расчеты в части не оспариваемых физическими лицами переплат зарплаты и социальных пособий, по которым не ведется претензионно-исковая работа, учитываются на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам" (п. 202 Инструкции N 157н).

Вместе с тем на счете 206 00 не подлежат учету суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, при ведении претензионной работы. Указанные суммы отражаются по дебету счета 0 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (п. 109 Инструкции N 174н). При переносе дебиторской задолженности с аналитических счетов учета счета 206 00 на счет 209 34 в 1-17 разрядах номера счета указывается код классификации расходов бюджета (КВР), по которому были отражены соответствующие кассовые выплаты при перечислении авансовых платежей.

По общему правилу бюджетные учреждения последним рабочим днем отчетного (финансового) года должны переносить задолженность со счета ХХХХ 0000000000 119 0 209 34 000 на счет ХХХХ 0000000000 510 0 209 34 001 (смотрите, например, п. 14.3 Приложения N 1 к письму Минфина России и ФК от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262).

Однако из сути вопроса не ясно, по состоянию на 01.01.2025 авансовый платеж действительно должен был учитываться на счете 5 206 26 000, так как договор на отчетную дату еще не был расторгнут, или бюджетное учреждение данный факт своевременно не отразило в бухгалтерском учете, и, соответственно, в этом случае перенос на счет АнКВИ 510 5 209 34 000 следует отразить в порядке исправления ошибки прошлого года. Отметим, что неотражение в учете операций по переносу "расходной" дебиторской задолженности на счет 209 30 может быть квалифицировано в качестве грубого нарушения и привести к административной ответственности (смотрите, к примеру, постановление Первого КСОЮ от 22.02.2023 по делу N 16-611/2023).

Дальнейшее отражение рассматриваемой ситуации будет зависеть от следующих обстоятельств.

Решение о списании дебиторской задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия) (п. 339 Инструкции N 157н). Такое решение должно приниматься после проведения работы по взысканию дебиторской задолженности установленными действующим законодательством способами.

Решение о списании дебиторской задолженности с баланса должно быть принято в случае, если не выполняется хотя бы одно из условий:

- дебиторская задолженность не соответствует понятию "актив" (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171);

- нет уверенности, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

- признание дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию;

- приостановление согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 110 Инструкции N 174н);

- признание дебитора неплатежеспособным (п. 110 Инструкции N 174н).

Таким образом, дебиторская задолженность может быть списана с балансового учета по двум основаниям: если признается безнадежной ко взысканию или не соответствует критериям признания актива.

Конкретный порядок принятия решений о признании дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию бюджетным учреждениям необходимо установить локальным актом. При разработке детального порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета бюджетные учреждения вправе руководствоваться положениями ст. 47.2 БК РФ и Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393, по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (смотрите письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171), а также положениями п. 7 Стандарта "События после отчетной даты", устанавливающими основания для признания долгов безнадежными. Кроме того, требования к порядку списания дебиторской задолженности при несоответствии ее критериям признания актива для бюджетных учреждений могут быть установлены учредителем (смотрите, например, главу 8 Положения, утвержденного приказом Министерства образования Иркутской области от 01.06.2015 N 48-МПР).

Отметим, что до завершения конкурсного производства дебиторская задолженность организации, которая признана банкротом и в отношении которой введена процедура конкурсного управления, не признается безнадежной (смотрите, к примеру, письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313, от 18.05.2012 N 03-03-06/1/250).

Вместе с тем основанием для признания задолженности по доходам сомнительной может быть, например, информация о начале процедуры банкротства юридического лица (смотрите письмо Минфина России от 30.11.2023 N 02-06-07/115365). Сомнительная задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента принятия профильной комиссией учреждения решения о выбытии такой задолженности с балансового учета, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом, учитывается на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" (п. 339 Инструкции N 157н).

Таким образом, бюджетное учреждение должно обладать информацией для принятия соответствующего решения.

Кроме того, если в настоящее время бюджетным учреждением ведутся процедуры взыскания задолженности с контрагента, то списывать ее с балансового учета не надо. Следовательно, такая задолженность соответствует понятию "актив", потому что процедуры взыскания теоретически подразумевают под собой, что учреждение ожидает поступление полезного потенциала или экономических выгод по окончании проведения таких процедур. Только по результатам завершения процедуры взыскания уже можно делать какие-то конкретные выводы и затем принимать определенные решения, в том числе при необходимости о списании задолженности с учета.

В частности, задолженность может учитываться до поступления в учреждение судебного акта о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы) (декабрь 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Организация работы учреждением по возврату (взысканию) дебиторской задолженности (для бюджетной сферы) (декабрь 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.