Реализация автомобиля - имущества казны ИП и физическому лицу, не являющемуся ИП: НДС
Администрация на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" реализует автомобили (имущество казны) ИП и физическому лицу, не являющемуся ИП.
Должна ли администрация уплачивать в бюджет НДС с реализации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации имущества казны (автомобиля) физическому лицу, являющемуся ИП, исчислить и уплатить НДС в бюджет должен налоговый агент - покупатель имущества.
При реализации имущества казны (автомобиля) физическому лицу, не являющемуся ИП, исчислить и уплатить НДС в бюджет должен орган местного самоуправления (администрация).
Обоснование вывода:
Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Исключения составляют операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ и в ст. 149 НК РФ.
Так, например, не являются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ имущества казны, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 159-ФЗ) (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 11.03.2019 N 03-07-14/15243, от 31.10.2014 N 03-07-11/55204).
Кроме того, не является объектом налогообложения НДС передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации осуществляется реализация автомобилей на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, так как исключений главой 21 НК РФ не предусмотрено, операция по реализации указанных автомобилей признается объектом налогообложения НДС (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.07.2013 N 03-07-14/29784).
При реализации имущества казны физическому лицу - ИП НДС уплачивается в федеральный бюджет налоговым агентом - покупателем муниципального имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абзац четвертый п. 3 ст. 161 НК РФ). Счета-фактуры также составляются налоговыми агентами (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В случае если покупателем муниципального имущества является физическое лицо, не являющееся ИП, порядок исчисления и уплаты НДС положениями главы 21 НК РФ не урегулирован.
Специалисты уполномоченных органов, рассматривая вопрос об уплате НДС при реализации физическим лицам имущества, составляющего казну, приходят к выводу, что перечисление налога в бюджет, исчисленного при реализации на территории РФ имущества, возлагается непосредственно на органы местного самоуправления, осуществляющие операции по реализации имущества (смотрите письма Минфина России от 15.05.2019 N 03-07-11/34617, от 13.03.2019 N 03-07-11/16099, ФНС России от 20.10.2020 N СД-4-3/17227@, постановление АС Московского округа от 17.01.2019 N Ф05-22675/18).
В определении Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1719-О подтверждена позиция, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципальной казны. Следовательно, они обязаны исчислять и уплачивать НДС в случае, если муниципальное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (определение Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 308-ЭС20-901, постановления АС Уральского округа от 18.02.2019 N Ф09-181/19, АС Западно-Сибирского округа от 24.03.2017 N Ф04-484/17, Первого ААС от 09.02.2017 N 01АП-9890/16).
Иными словами, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на орган местного самоуправления в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом (письмо ФНС России от 02.08.2022 N СД-4-3/10019). Администрация, действуя в рамках своих полномочий от имени муниципального образования, является плательщиком НДС.
Отметим, что даже отсутствие счета-фактуры с выделением в нем НДС не является основанием для освобождения от обязанности по перечислению суммы налога в федеральный бюджет. Орган местного самоуправления должен расчетным методом исчислить и уплатить в федеральный бюджет НДС с операций по реализации муниципального имущества физическому лицу (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.07.2019 N Ф10-3149/19 по делу N А68-8038/2018).
Таким образом, при реализации автомобилей (имущества казны) физическому лицу, являющемуся ИП, исчисление и уплату НДС в бюджет осуществляет налоговый агент - покупатель имущества. При реализации имущества казны физическому лицу, не являющемуся ИП, орган местного самоуправления обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при реализации имущества органами власти (местного самоуправления).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Ответ прошел контроль качества
14 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.