Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Вправе ли некоммерческая организация возместить за счет субсидии, предоставленной в порядке финансового обеспечения затрат, свои расходы, соответствующие целям предоставления этой субсидии и ранее произведенные за счет иных источников финансового обеспечения? Как отразить эти операции в квартальной отчетности по субсидии?

Вправе ли некоммерческая организация возместить за счет субсидии, предоставленной в порядке финансового обеспечения затрат, свои расходы, соответствующие целям предоставления этой субсидии и ранее произведенные за счет иных источников финансового обеспечения? Как отразить эти операции в квартальной отчетности по субсидии?

Главный распорядитель бюджетных средств представляет некоммерческой организации целевую субсидию на финансовое обеспечение затрат, изначально заложенную в бюджете области на 2025-2027 гг.
Может ли некоммерческая организация нести расходы, соответствующие целям предоставления данной субсидии, из собственных средств, пока не заключено соглашение о предоставлении субсидии, а впоследствии (после перечисления средств из бюджета) возместить их? Если это допустимо, то как отразить такие операции в квартальных отчетах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1782?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Возмещение расходов, ранее произведенных некоммерческой организацией с использованием иных источников финансового обеспечения, за счет субсидии на финансовое обеспечение предстоящих затрат допустимо лишь в случае, если такая возможность прямо предусмотрена условиями предоставления конкретной субсидии.

При этом в отчете об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является такая субсидия, подлежат отражению операции, осуществленные получателем субсидии за счет собственных средств, которые впоследствии были "восстановлены" поступившей субсидией.

Обоснование позиции:

По общему правилу, субсидии некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, в том числе гранты в форме субсидий, предоставляются из регионального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством России (абзацы второй и шестой п. 2, п. 2.2, абзацы первый и четвертый п. 4 ст. 78.1 БК РФ).

По смыслу взаимосвязанных положений подп. "д" п. 2 и абзаца второго подп. "а" п. 10 Общих требований, утв. постановлением Правительства России от 25 октября 2023 г. N 1782 (далее - Общие требования), в правовом акте, регулирующем предоставление рассматриваемых субсидий, надлежит предусмотреть один из способов предоставления субсидии, причем в случае с финансовым обеспечением затрат в таком правовом акте обозначаются направления расходов, источником финансового обеспечения которых является соответствующая субсидия.

Это означает, что, если субсидия предоставляется некоммерческой организации в порядке финансового обеспечения предстоящих затрат, возместить за счет нее целевые расходы, ранее произведенные организацией с использованием других источников финансового обеспечения, получится лишь в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена условиями предоставления этой субсидии. Бюджетному законодательству включение подобных положений в правовой акт, регулирующий предоставление субсидии, не противоречит и встречается на практике. Смотрите, например:

- п. 1.4 Порядка, утв. приказом Агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края от 20 марта 2025 г. N 9-п (субсидия предоставляется способом финансового обеспечения затрат, но получатель может возместить расходы, соответствующие целям предоставления средств и понесенные до предоставления субсидии, но не ранее 1 января текущего финансового года);

- пп. 1.2 и 2.15 Порядка, утв. постановлением Правительства Пензенской области от 12 августа 2024 г. N 585-пП (определено, что некоммерческая организация вправе возмещать за счет субсидии расходы, осуществленные в текущем финансовом году за счет собственных средств на мероприятия, в целях финансового обеспечения которых предоставлена субсидия, при наличии документов, подтверждающих осуществление таких расходов, в пределах общего планового объема по смете);

- п. 1.2 Порядка, утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2023 г. N 81-П (субсидия предоставляется в целях финансирования расходов, а также возмещения части расходов получателя субсидии, произведенных последним до перечисления субсидии, в рамках исполнения договоров, заключенных получателем субсидии, по реализации соответствующих мероприятий).

Заметим также, что, если в установленных на основании п. 2.1 ст. 78.1 БК РФ случаях субсидии некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат предоставляются из регионального бюджета в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Правительства России (так называемые "единые" правила предоставления субсидий), и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с этим же Кодексом полномочия главного распорядителя средств регионального бюджета, в указанном решении равным образом может быть оговорена возможность возмещения за счет средств субсидии затрат, произведенных получателем субсидии за счет собственных средств (подп. "ж" п. 25 Правил, утв. постановлением Правительства России от 25 октября 2023 г. N 1780).

Действительно, во исполнение абзаца третьего подп. "а" п. 5 Общих требований в отношении субсидий, предоставляемых из регионального бюджета в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в правовом акте, регулирующем предоставление субсидии, предусматриваются положения, определяющие порядок и сроки (но не реже одного раза в квартал) представления получателем субсидии отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по формам, определенным типовыми формами соглашений, установленным соответствующим финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Полагаем, что само по себе возмещение ранее произведенных расходов не может являться направлением расходования субсидии, предоставленной в порядке финансового обеспечения затрат, поэтому, если такое возмещение допускается, то в указанном отчете об осуществлении расходов подлежат отражению операции, осуществленные получателем субсидии за счет собственных средств, которые впоследствии были "восстановлены" поступившей субсидией.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Вопрос: Возможно ли возмещение (восстановление) расходов по операциям, ранее произведенным автономной некоммерческой организацией Ивановской области за счет средств от внебюджетной деятельности, за счет средств предоставляемой ей субсидии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2025 г.);

- Вопрос: Допустимо ли было в 2023 году возмещать из местного бюджета в форме субсидий муниципальному казенному предприятию затраты, понесенные им по договору, заключенному еще в 2022 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2024 г.);

- Вопрос: Допустимо ли направление субсидии, предоставленной в порядке финансового обеспечения предстоящих затрат, на погашение кредиторской задолженности, имеющейся у получателя субсидии по ранее принятым им обязательствам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.