Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете бюджетного учреждения возврат неправомерно использованных средств субсидии прошлых лет на выполнение муниципального задания за счет средств от приносящей доход деятельности, если задание выполнено (отчет утвержден)?

Как отразить в учете бюджетного учреждения возврат неправомерно использованных средств субсидии прошлых лет на выполнение муниципального задания за счет средств от приносящей доход деятельности, если задание выполнено (отчет утвержден)?

В бюджетном учреждении в 2024 году органами финансового контроля проведена проверка использования средств субсидии на выполнение муниципального задания за 2023 год, но представление от контролирующего органа поступило в 2025 году. По результатам данной проверки установлено неправомерное использование части средств данной субсидии и вынесено решение о возврате их в доход бюджета.
Какими проводками бюджетному учреждению отразить начисление и перечисление в доход бюджета неправомерно использованных денежных средств по муниципальному заданию 2023 года, если возврат будет осуществляться в текущем году (2025 году) за счет приносящей доход деятельности (КФО 2)? Какие код КВР и подстатью КОСГУ применить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операциями текущего года отражаются расходы по возврату субсидий в доход соответствующего бюджета с использованием элемента вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ. Расчеты с учредителем учитываются на счете 2 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям".

Обоснование вывода:

Бюджетным законодательством предусмотрен возврат бюджетными и автономными учреждениями средств субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, только в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей.

Вместе с тем средства субсидии на задание могут быть перечислены учреждением в доход соответствующего бюджета в следующих случаях:

- учреждением самостоятельно принято решение перечислить учредителю образовавшийся остаток (экономию) средств субсидии, не связанный с невыполнением государственного (муниципального) задания;

- учреждение исполняет решение органов государственного (муниципального) контроля.

В рассматриваемой ситуации в 2024 году в бюджетном учреждении органами финансового контроля проведена проверка использования средств субсидии на выполнение муниципального задания за 2023 год, но представление от контролирующего органа поступило в 2025 году. По результатам проверки установлено неправомерное использование части средств данной субсидии и вынесено решение о возврате этой части в доход бюджета.

В первую очередь отметим, что в случае перечисления бюджетным учреждением средств в доход бюджета (учредителю) на основании соответствующего решения органа контроля, а также в добровольном порядке (например, до получения представления/предписания органа контроля) важную роль играет факт выполнения или невыполнения задания.

Если в 2023 году бюджетным учреждением муниципальное задание выполнено и представление (предписание) контролирующего органа, содержащее требования об устранении выявленных нарушений, датировано 2025 годом, то задолженность по перечислению в доход соответствующего бюджета неправомерно использованных в 2023 году средств субсидии в бухгалтерском учете отражается в качестве расходных операций текущего года с применением подстатьи 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка 209н в редакции Приказа N 222н).

Кроме того, согласно рекомендациям финансового ведомства предусмотрено отражение операций по перечислению в доход бюджета бюджетными учреждениями средств государственного (муниципального) задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля при условии выполнения задания по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ, расчеты с учредителем учитываются по счету 0 302 41 000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям" (смотрите п. 11 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 29.11.2024 NN 02-06-06/120378, 07-04-05/02-35262, п. 12 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 11.01.2024 NN 02-06-06/950, 07-04-05/02-253, п. 10 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103, п. 10 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373, п. 9 Приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291).

При этом соответствующие выплаты (расходы) должны быть предусмотрены в Плане ФХД учреждения.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возврат в доход бюджета части суммы средств субсидии на выполнение задания в связи с нарушением порядка ее использования может быть отражено следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 302 41 731

- отражено признание задолженности перед соответствующим бюджетом (учредителем) при выявлении незаконного расходования средств субсидии на задание прошлых лет в целях исполнения решения органа государственного (муниципального) контроля (при условии, что задание выполнено);

2. Дебет 2 302 41 831 Кредит 2 201 11 610,

увеличение забалансового счета 18 (853 КВР; 241 КОСГУ)

- отражено перечисление в доход соответствующего бюджета средств субсидии прошлых лет (при условии, что задание выполнено).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена

Ответ прошел контроль качества

19 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.